Аннотация к проектно-исследовательской работе. Пример краткой аннотации

Ученические исследовательские работы

В последние годы всё большее внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Растёт и количество педагогов, желающих заниматься этой специфической деятельностью, способной принести огромное удовлетворение, ведь любой творческий поиск увлекает, а здесь ещё и радость общения с учеником-единомышленником. Свои знания и умения педагог передаёт наиболее способным ученикам, которые заинтересованы в конечном результате собственного труда. Ребята приобретают статус в молодёжной среде за счёт своего интеллекта, а педагогу приятно видеть, что они при поступлении в вузы выбирают специальности, связанные с тематикой исследовательской работы.

Очень хорошо, что в печати стали появляться работы учеников разных классов – не только сборники тезисов докладов на конференциях молодых исследователей, но и сокращённые тексты работ с чертежами и фотографиями. Педагог, начинающий новое для себя дело, может получить некоторое представление об исследовательских работах учащихся и проектной деятельности в целом. Однако для представления этих работ на конкурсы различного уровня помимо текста с приложениями требуются также другие печатные материалы: аннотация, тезисы, план исследований, дневник регистрации данных, раздаточный материал (в зависимости от ранга конкурса). По результатам выступления могут предложить опубликовать сокращённую версию работы, оформляемую тоже по определённым правилам.

Ниже предлагается примерное оформление вышеперечисленных материалов для целенаправленной подготовки педагога к успешной организации учебного процесса с учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью. Если она сводится к простым школьным ученическим проектам, то можно взять за основу упрощённую схему оформления результатов с учётом рекомендаций, приведённых в статье В.В.Талышева «Создание адаптивной образовательной среды» («Физика» № 11/2006, с. 8, раздел «Проектная технология»).

Если педагог поставил перед собой задачу выйти с работами учеников на внешкольные конкурсы, ему будет полезно ознакомиться с предложенными примерными вариантами материалов, предоставляемых дополнительно. В качестве примеров приведены работы, выполнявшиеся в творческом объединении Республиканского центра детского технического творчества, которое функционирует на базе нашей школы. Помимо образцов написания тех или иных материалов показано и разнообразие тематики возможных исследований.

I. АННОТАЦИЯ И ТЕЗИСЫ

Аннотация – это краткое, объёмом до 10 строк, изложение сути работы с разъяснением ряда вопросов и указанием элементов новизны данного исследования. Объём тезисов составляет около страницы вместе со стандартным заголовком. Здесь обязательно должна быть информация о цели работы, использованных методах и приёмах, полученные результаты, данные, выводы. Как вариант аннотация и тезисы могут называться «Краткая аннотация» и «Аннотация» соответственно. Такая терминология принята, например, в программе «Шаг в будущее».

1. Примерное оформление и содержание аннотации (краткой аннотации)

    Секция : «Математика» (г. Владикавказ, г. Москва, программа «Шаг в будущее»)

Простые математические модели и их роль в постижении мира

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; Республиканский центр детского технического творчества (РЦДТТ).

Краткая аннотация

Цель нашей работы – на конкретных примерах простых и не очень простых математических моделей раскрыть их возможности в постижении окружающих нас явлений и объектов. Актуальность темы заключается в том, что математические модели во многих случаях могут помочь исследователям разных специальностей двигаться не вслепую, а по чётко составленному плану, тем более что порой даже очень простая модель позволяет достичь высоких результатов. Новизной работы стали предложенные нами собственные простейшие математические модели: графики и связанные с ними простые дифференциальные уравнения (рост кристаллов, влияние эволюции Солнца на нашу планету и др.), логарифмическая модель назначения микролинз на поверхности листа растений, модель, рассматривающая структуру Вселенной как фрактал, и т.д.

2. Примерное оформление и содержание тезисов

Ключевые слова в приведённом ниже примере выделены жирным (это те вопросы, на которых надо остановиться при написании тезисов). В обычных тезисах отмечать эти слова не нужно. Следует отметить, что первая часть исследовательских работ, «Введение», может представлять собой вариант того же текста с дополнениями или, наоборот, сокращениями, поскольку во «Введении» также необходимо обосновывать актуальность и практическую значимость работы, обозначать цели, задачи, объект и предмет исследования, указывать используемые методы, отмечать направленность работы (прикладную или теоретическую), а в завершение внести характеристику первоисточников и краткий обзор литературы.

    Секция: «Физика и познание мира» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г., III место)

Измерение влажности воздуха

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 9-й класс; РЦДТТ.

– 3-е место на XIII Всероссийской конференции (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Грант на участие в Российской научной школе-семинаре «Академия юных» (г. Гагры, 2006). Два первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура-2006» (с присуждением медали) и на республиканском конкурсе исследовательских работ (2006 г.) в рамках программы «Шаг в будущее». Сейчас заканчивает 10-й класс

Определение влажности имеет огромное значение при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производств, для поддержания определённой влажности в жилых отсеках космических кораблей, в библиотеках и музеях с целью лучшей сохранности книг и экспонатов. Перечень областей применения приборов, измеряющих влажность, можно продолжить. Таким образом, выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной. Целью данной работы стало изучение методов измерения влажности воздуха и рассмотрение практического применения подобных измерений. Задача работы – сбор материалов по выбранной теме, изготовление самодельных приборов, регистрирующих влажность воздуха или её изменение, и работа с ними, т.е. снятие показаний и обработка полученных результатов. Кроме этого, перед автором стояла задача воплощения самостоятельной творческой технической идеи в виде конкретного изделия, имеющего практическое значение и достаточно хорошо работающего по выбранной схеме в заданном режиме.

Новизной в данном случае стала авторская разработка электрической схемы датчика влажности воздуха в салоне легкового автомобиля для включения обогрева заднего или лобового стекла. В этом же заключается и практическая значимость представленной работы. Автомобильная промышленность предоставляет широкий полигон для реализации всевозможных технических разработок и новинок, и рассмотренная модель могла бы в конечном итоге пополнить копилку перспективных идей в отечественном производстве. Описанный в работе самодельный прибор авторской конструкции достаточно успешно эксплуатируется уже примерно в течение года.

Аналитическая часть работы представляет собой подборку материалов о приборах, регистрирующих влажность воздуха или её изменение. Этот материал может с успехом использоваться при проведении занятий в системе дополнительного образования или на школьных уроках. В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследований были взяты учебники по физике, прикладной физике, устройству автомобиля и его электрооборудованию, а также материалы из журналов для радиолюбителей («Радио», «Радиолюбитель», «Электроника» и др.).

II. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

План должен содержать разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, подробное описание метода или плана проведения самого исследования, библиография (не менее трёх работ по предмету исследования). Объём плана – не более четырёх страниц. Печатается он в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «План исследований», далее текст с датами.

Примечание . Такой план (или сопутствующий ему «Дневник регистрации данных») необходим не только для того, чтобы сдать его отборочной комиссии (на некоторых конкурсах его не спрашивают вовсе), а для успешной и целенаправленной организации собственной деятельности. Конечно, объём плана для «внутреннего употребления» не регламентируется и включает в себя и полный план проведения самого исследования (исследований), и планы выполнения отдельных экспериментов, и план подготовительных работ (поиск оборудования и материалов, проработка примерной схемы будущей установки, выяснение класса точности имеющихся измерительных приборов и соответствия их требуемым условиям эксперимента, поиск литературы по выбранной теме или беседы с консультантами).

Примерное оформление плана исследований (краткое изложение)

    Секция: «Физика» (г. Москва, ХIII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2006 г.)

Физика землетрясений

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 7-й класс; РЦДТТ.

План исследования

Землетрясения – это одна из наиболее страшных природных катастроф, уносящая сотни тысяч человеческих жизней и вызывающая опустошительные разрушения на огромных пространствах. Поэтому актуальность работ, посвящённых данной тематике, всегда имеет непреходящее значение, т.к. проблемы, связанные с землетрясениями, далеки от разрешения. Цель данной работы – не только рассмотреть причины возникновения мощного и сложного природного явления, а также способов его регистрации и перспектив прогнозирования, но также чётко выделить вопросы, связанные с различными разделами физики, показав её роль в объяснении и описании различных процессов, выдвижении новых гипотез и создании контрольно-измерительной аппаратуры. Задача работы – накопление, изучение и обобщение теоретического материала по выбранной теме, включая сведения из сейсмологии, геологии, географии и физики, а также сбор и анализ сведений о землетрясениях, как о произошедших ранее и представляющих интерес для данного исследования, так и о произошедших во время подготовки этой работы. Авторы также попытались рассмотреть конструкцию регистрирующих приборов.

1. Подбор литературы по выбранной теме.

2. Изучение теоретического материала.

3. Составление примерного плана работы.

4. Подбор приборов для проведения стандартных экспериментов (по электромагнитной индукции).

5. Выполнение экспериментов. Вычисление необходимых величин и погрешностей измерения. Оформление результатов в виде таблиц, графиков и т.п.

6. Планирование авторского элемента работы (дальнейшая работа с литературой, теоретическое обоснование – авторские предположения и гипотезы, подбор оборудования, материалов, вычерчивание схем, планирование дизайна изготавливаемого устройства и т.д.).

8. Проверка полученных результатов и корректировка оборудования.

9. Подготовка к отчёту: планирование краткого рассказа, внешнего вида и содержания плакатов (слайдов для компьютерной презентации), а также отбор оборудования, предназначенного для демонстрации.

Практическая значимость исследования заключается в самой постановке выбранных целей и задач, т.к. любые усилия и теоретиков, и практиков представляют большой интерес для решения столь важного вопроса. Ведь землетрясения регулярно происходят в различных регионах земного шара, включая сейсмически опасный район проживания авторов данной работы, где после ряда лет относительного затишья накапливающиеся напряжения в земной коре обязательно приведут к серии новых землетрясений в местности, принадлежащей к достаточно молодым горам Кавказа. Пытаясь внести свой посильный вклад в изучение и исследование данной сверхсложной проблемы, авторы предлагают свои идеи и гипотезы.

Новизна исследования заключается в следующем: 1) использовать явление земного магнетизма для регистрирации колебаний поверхности приборами, работающими за счёт электромагнитной индукции; 2) для повышения надёжности прогнозирования сейсмической активности рассмотреть вопрос об уменьшении силы трения под литосферными плитами, особенно в местах, перегруженных горными массивами, за счёт молекулярного отталкивания, что в конечном итоге может дать большую подвижность этих участков по сравнению с соединёнными с ними, но менее нагруженными и, следовательно, не столь подвижными областями, результатом чего будет невозможность общего движения всего комплекса как единого целого.

Литература

1. Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Физика-11. –М.: Просвещение, 2002.

2. Короновский Н.В. , Абрамов В.А. Землетрясения: причины, последствия, прогноз. – Соросовский образовательный журнал. 1998, № 12.

3. Бондырев И.В. , Заалишвили В.Б. Опасность активации геодинамических процессов на Северном Кавказе. – Вестник Владикавказского научного центра, 2003, № 2.

III. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Если требуется, то для выступления печатается раздаточный материал. Его лучше делать на обеих сторонах листа. На лицевой стороне располагают текст, являющийся полным повторением тезисов или аннотации (с интересными дополнениями). На обороте – чертежи с соответствующими подписями. Дополнительно можно подготовить фотоальбом с наиболее характерными иллюстрациями.

Примерное оформление раздаточного материала (с одной стороны листа)

    Секция: «Физика» (Республиканская конференция «Шаг в будущее», 2005/06 уч. г., II место); секция «Химия» (2004/05 уч.г.)

О механизме влияния магнитного поля на свойства воды. Новые факты и перспективы

– ныне студент Санкт-Петербургского университета. Увлекается физикой и химией. В 2006 г. два первых места с вручением медалей на Республиканской конференции «Юность, наука, культура»; 2-е место (в секции «Физика») и 1-е место (секция «Химия») на Республиканском конкурсе «Шаг в будущее»; 2-е место на Колмогоровских чтениях (г. Владикавказ). В рамках национального проекта «Образование» удостоился премии 60 000 руб. за большие успехи: 2-е место на конференции «Шаг в будущее» (г. Москва) и 1-е место на Всероссийской олимпиаде по химии

Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что на Земле нет более распространённого и в то же время более загадочного вещества, чем вода в жидкой и твёрдой фазах. Действительно, достаточно вспомнить, что всё живое вышло из воды и состоит из неё более чем на 50%. Во Вселенной, в том числе и в Солнечной системе, обнаружены огромные массы льда. Нет ни одного мало-мальски существенного производства, в котором не использовалась бы вода, не говоря уже о бытовых потребностях человека. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что свойства этого простого вещества до конца понятны и прогнозируемы. На сегодняшний день не существует единой признанной модели строения воды, которая описывала бы все её аномальные свойства. Кроме того, установлено, что, подвергаясь различным внешним воздействиям, вода может приобретать совершенно новые свойства. Все методы активации можно свести к энергетическому воздействию на молекулу воды, но единой теории активационных процессов пока тоже нет. Одним из перспективных методов активации воды является её магнитная обработка.

Целью данной работы было рассмотрение отдельных физико-химических свойств воды и исследование влияния магнитного поля на некоторые из них, а также перспектива выдвижения собственной гипотезы о причинах изменения наблюдаемых характеристик. Задачей этого исследования стали сбор и накопление материала о физико-химических свойствах воды и её аномалиях, а также проведение экспериментов по изучению ряда свойств воды, подвергнутой воздействию магнитного поля (растворение различных веществ, электрическое сопротивление, вязкость, коэффициент поверхностного натяжения и пр.).

Автором работы были использованы статьи из «Соросовского образовательного журнала», энциклопедии-приложения к журналу и другие материалы, содержащие самые новейшие экспериментальные данные и современные теории по выбранной теме.

Новизной работы являются авторские решения вопросов, связанных с изменением свойств воды после обработки её магнитным полем, а также попытка объяснения положительных результатов в магнитобиологиии, медицине и технике, обусловленных теми же эффектами. По итогам экспериментов рассмотрена собственная теория и предложены методы применения уникальных свойств воды в некоторых областях медицины и техники. Эти вопросы связаны, в первую очередь, с растворением солей.

    Секция «Транспорт и космические технологии», подсекция: «Транспортные машины, системы и оборудование» (г. Москва, ХII Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», 2005 г., II место)

Наземные транспортные средства с нетрадиционными конструкторскими решениями

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ.

Ибрагим Льянов – ныне студент МГТУ им. Н.Э.Баумана (факультет «Специальное машиностроение»). В 2005 г. – 2-е место на XII Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Справа – его шагающая платформа

Темы, связанные с различными типами двигателей, движителей, транспортных средств и вариантами их применения, а также рассмотрение разнообразных источников энергии всегда актуальны. Поэтому одной из задач, поставленной автором, стали сбор материала и составление обобщающих таблиц для конструкторской деятельности. Причём в качестве приоритетного направления были выбраны нетрадиционные варианты, т.к. поиск новых путей в конструировании следующих поколений транспортных средств (в данном случае наземных) лежит именно на пути рассмотрения и анализа потенциальных возможностей менее изученных технических решений.

Новизной работы является творческое исследование возможностей шагающих транспортных средств с использованием шестиногой платформы собственной радиоуправляемой конструкции. Данный вид транспортного средства был выбран как один из более редкостных, но имеющих преимущества видов в ряде особых ситуаций. Так, шагающие машины могут прибавить оперативности действиям спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций (которые, к сожалению, возникают достаточно часто), при выполнении задач военного характера или просто для движения по пересечённой местности, включая поверхности других планет.

Мы, шагая по планете,

Всё исследовать должны.

Все препятствия на свете

Шагоходам не страшны.

IV. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

Иногда приходится готовить материал для публикации. Это могут быть или тезисы (см. выше «Аннотация и тезисы»), или 3 страницы с иллюстрациями (как, например, в программе «Шаг в будущее»). Материал представляется в печатном и электронном виде, иногда требуется дублирование всех файлов и экспертное заключение о возможности публикации материалов в СМИ.

Примерное оформление публикации

Сила трения и методы её исследования

Россия, РСО–Алания, г. Владикавказ, СОШ № 26, 11-й класс; РЦДТТ; ЛЭТИ, I курс.

– ныне студент Северо-Кавказского горно-металлургического института (зачислен на льготных условиях). В 2006 г.: четыре первых места – на Республиканской конференции «Юность, наука, культура» с вручением медали; на Колмогоровских чтениях; на Республиканском конкурсе исследовательских работ и Республиканской олимпиаде по физике по программе «Шаг в будущее». Его доклад на XIII Всероссийской конференции по этой программе рекомендован к публикации в сборнике научных трудов. Лауреат премии от РСО–Алания для поддержки талантливой молодёжи (30 000 руб.) в рамках национального проекта «Образование»

– ныне студент Санкт-Петербургского электротехнического университета. Его первая публикация (в 7-м классе) «Внимательно читая учебники» появилась в газете «Физика» № 2/2002

Вопрос о силе трения до сих пор полностью не ясен с точки зрения как физики, так и математики, а ведь трение – одна из важнейших проблем, например, в машиностроении. В процессе рассмотрения теоретического материала и проведения экспериментов с использованием различных методов исследования авторы смогли внести ряд предложений.

Современное представление о трении таково: при сжатии остроконечные выступы двух поверхностей пластически деформируются, а сопротивление сдвигу определяется межмолекулярным взаимодействием. При попытке сдвига наблюдается колебательное движение, в котором периодически сменяются фазы прилипания и скольжения . В таком случае в пружине динамометра, измеряющего силу трения и находящегося в магнитном поле, должна возникать ЭДС индукции. Кроме того, при изменении геометрических размеров пружины её индуктивность изменяется. Это и было положено в основу двух авторских экспериментальных установок.

Использование явления электромагнитной индукции в процессе экспериментов по исследованию силы трения. Магнит жёстко скреплён с динамометром, и оба расположены на подвижной тележке. Стальная пружина прибора при проведении опытов приходит в движение относительно магнита. Возникающий индукционный ток фиксируется электроизмерительными приборами (гальванометром, мультиметром ). Прибор представлен на рис. 1.

Полученные результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Использование изменения индуктивности пружины динамометра. Экспериментальная установка сходна с предыдущей, но в ней нет магнита, а измерительным прибором является измеритель индуктивности. Получена явно выраженная зависимость изменения индуктивности деформируемой пружины динамометра от измеряемой силы трения.

Авторское рассмотрение математической модели, описывающей движение линейного осциллятора при наличии кулонова трения. Запись разрывной зависимости силы трения от скорости для осциллятора единичной массы выглядит достаточно сложно :

(1)

Анализируя такие уравнения (скорость точки = dx /dt обозначается здесь через (производную по времени). – Ред .), можно составить табл. 2.

Проекты экспериментальных установок для определения качества ревитализантов и смазочных материалов. Авторы предлагают две установки для определения качества ревитализантов (восстановителей поверхностей, повреждённых из-за трения ) и смазочных материалов (рис. 2, 3).

В установке на рис. 2 подшипник 2 плотно насаживают на вал 1 , который соединён рычагом 3 через нить 5 c якорем 6 электромагнита 7 .

Подавая на обмотку электромагнита ток, отмечают по амперметру 10 показание, при котором вал начинает поворачиваться (внешняя обойма подшипника закреплена). Отклонение рычага 3 определяют по шкале 4 . Для проверки качества ревитализанта его заправляют в подшипник, отсоединив последний от рычага 3 . Вал с подшипником приводят во вращение с помощью электродвигателя. Число оборотов определяют с помощью установленного на валу магнита 11 , действующего на датчик Холла 12 со счётчиком оборотов 13 . Через определённое число оборотов снимают новые показания амперметра.

На рис. 3 показана установка «Хадо», выполненная на основе машины Атвуда. На блок 2 с исследуемым подшипником наматывают нить, на один конец которой подвешивают груз 3 , а на другой – магнит 4 . С помощью электрического секундомера 6 регистрируют время, в течение которого магнит движется вдоль линейки. Когда магнит проходит около верхнего и нижнего герконов 5 , секундомер соответственно включается и выключается. После обработки подшипника ревитализантом снова определяют время движения магнита, проверяя, насколько легче стало вращение.

В последние годы выдано около 200 патентов, связанных с эффектом безызносности. О трении в мире публикуется более 700 статей ежегодно.

Литература

1. Первозванский А.А. Трение – сила знакомая, но таинственная. – Соросовский образовательный журнал, 1998, № 2.

2. Яворский Б.М. , Детлаф А.А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1968.

3. Финогенко И.А. О дифференциальных уравнениях, возникающих в динамике систем с сухим трением. – Соросовский образовательный журнал, 1999, № 8.

4. Кравчук А.С. Трение: Современное естествознание. – М.: Магистр-Пресс, 2000, т. 3.

V. ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Дневник регистрации данных

Такой дневник обычно необходимо предоставлять в случае демонстрационного проекта, т.е. участия в какой-либо выставке. Но потребность в нём возникает в процессе выполнения большинства работ. Если учащиеся занимаются своим исследованием в течение нескольких лет, то тексты работ необходимо постоянно корректировать с целью уменьшения объёма теоретической части – доля собственных результатов постоянно увеличивается, а общее количество листов в работе не может превышать заданную норму. Например, в программе «Шаг в будущее» – это 10 страниц текста, включая список литературы, и 10 иллюстраций (приложений). Может, конечно, потребоваться и новый теоретический материал. Поэтому в дневник целесообразно включать полную версию материалов, т.к. подробности всё равно нужно регулярно просматривать при подготовке к очередному выступлению. С этой же целью необходимо включать тексты из первоисточников (или их фрагменты), дополнительные чертежи, рисунки, таблицы, подробные математические выкладки и вычисления. «Дневник», собственно, представляет собой журнал, куда заносятся сведения о ходе научной работы, результаты текущего научного поиска, экспериментов, измерений, результаты библиотечного поиска. Он может содержать календарь поэтапного выполнения работы, а также любую другую информацию, которую исследователь считает важной для оценки проекта, если этот дневник требуется представить вместе с работой для какого-либо жюри.

2. Сопутствующие материалы

    Очень важным этапом является составление текста 10-минутного выступления на конференции, подготовка плакатов или компьютерной презентации. Естественно, докладчики могут использовать также различные макеты, оборудование, установки и т.п. В случае компьютерной презентации целесообразно в обычной ученической тетради сделать набросок видеоряда, тогда легче будет повторять свою работу и готовиться к выступлению в любых условиях, включая дальнюю поездку.

    При участии в конкурсах высокого уровня следует подготовить отзывы и рецензии на исследовательскую работу; рекомендации; справки о внедрении или использовании результатов, полученных в данном исследовании, справки об эксплуатации авторского устройства; другие сведения, характеризующие творческую направленность деятельности автора работы, представленной на конкурс.

    В системе дополнительного образования по окончании учебного года готовится общий отчёт по всем исследовательским работам, ведущимся под руководством данного педагога, включая олимпиады, проходящие параллельно конференциям молодых исследователей. В нём содержится список учащихся, класс, названия работ с указанием их характера (реферат, исследовательский проект, теоретическое или экспериментальное исследование, исследовательская работа с элементами инновационных авторских разработок в теоретической или в практической части), а также – для каждого ученика – список конкурсов, конференций, выставок, отборов, тестирований, очных и заочных олимпиад (местного, регионального и всероссийского уровней), в которых он участвовал, с указанием результатов. Если это отчёт многопрофильной школы, то фамилия педагога, занимавшегося исследовательской деятельностью со своими учащимися, должна быть указана в дополнительной (8-й) колонке таблицы («ФИО руководителя»).

Нужно подчеркнуть важность участия школьников не только в презентациях своей исследовательской работы, но и в различных олимпиадах, тестированиях и конкурсах, проводимых, как правило, параллельно основным мероприятиям научных конференций молодых исследователей. Это связано с возможностью льготного поступления в вузы выпускников школ – победителей таких форумов, а также системой присуждения грантов.

Краткий отчёт о достижениях учащихся вашего учебного учреждения можно сделать в виде красивой таблицы и вывесить на стенде, где его смогут увидеть все учащиеся, а также вывесить рядом ксерокопии дипломов и медалей. Это даст неоценимый воспитательный эффект. Одни школьники будут горды своими результатами, их рейтинг в глазах товарищей вырастет, другие будут стремиться к достижению таких же или даже более значительных результатов, ведь в молодёжной среде неизбежно возникает соревнование.

Оригинальные типы проектов

Не обязательно посвящать исследовательские работы учащихся своему учебному предмету непосредственно, можно заняться сбором и изложением информации о деятельности учёных и педагогов, прославивших данный конкретный регион. Подобные исследования имеют огромное воспитательное значение. Тем более что собранные и обработанные материалы следует использовать в учебной и внеклассной деятельности, знакомить с ними как можно больше людей, в том числе и через местные средства массовой информации. Важным положительным моментом при организации такой исследовательской деятельности краеведческого характера является то, что дети видят примеры из жизни не абстрактных учёных, а людей, которые жили рядом, увлечённо занимались наукой, а возможно, и общественно-политической деятельностью. Школьники убеждаются, что имена таких сподвижников науки не забываются, что общество хранит память о них. Дети должны увидеть, что люди ценят вклад, который внесли эти учёные в копилку знаний. И конечно, любому человеку приходиться переживать и взлёты, и падения. Но именно такие люди обычно обладают большим упорством и силой духа, что позволяет им добиваться поставленных целей. Это ли не прекрасный пример для молодёжи?

Тема: «К 90-летию со дня рождения Николая Васильевича Сиукаева, физика и популяризатора естественных наук, преподававшего в Северо-Осетинском государственном университете».

(20.12.1916–07.05.1998)

Николай Васильевич родился в крестьянской семье в Южной Осетии. С юности он мечтал о звёздах и хотел разгадать тайны Вселенной. Он много и охотно учился: в семилетке, на рабфаке, в Юго-Осетинском пединституте. В 1935 г. Н.В.Сиукаева пригласили работать в педагогический техникум г. Боржоми. Там он преподавал шесть предметов! Но в 1937 г. ему удалось продолжить учёбу на астрономическом отделении физического факультета Тбилисского университета. Планы будущего учёного прервала война. Окончив зенитно-артиллерийское училище, он в 1942 г. попал на Орловский фронт. Николай Васильевич храбро сражался с врагом. Шли тяжёлые бои. Построенный в Челябинске в сверхурочное время бронепоезд «Южноуральский железнодорожник» сдерживал массированные удары авиации немецко-фашистских войск. В ходе ожесточённых боев зенитчики лейтенанта Сиукаева сбили два немецких самолёта, затем ещё три. Во время третьего налёта командир зенитного взвода Николай Сиукаев был ранен в ногу, однако ещё долго оставался в строю и отдавал команды. В 1943 г., тяжело раненный, он на костылях возвратился в родное село. К тому времени Николай Васильевич получил правительственные награды – медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны I степени. Два года он работал счетоводом в колхозе, а после войны продолжил учёбу в университете – теперь на физика. Дело в том, что занятия астрономией требовали больших физических нагрузок и ночной работы в обсерваториях, а подорванное здоровье не давало такой возможности. Но всю жизнь учёный будет рассказывать обычным людям, далёким от науки, о великих законах окружающего их мира просто, понятно и доступно. Ещё на третьем курсе он написал свою первую книгу «Популярная астрономия».

Огромная заслуга Н.В.Сиукаева в деле популяризации научных знаний – создание словаря физических терминов на осетинском языке. Коренное сельское население в те годы не владело русским языком на уровне, позволяющем легко понимать научное изложение материала. Трудности испытывали как учителя национальных школ (в те времена в сёлах республики преподавание велось на осетинском языке), так и работники периодической печати и радиовещания. Поэтому в 1954 г. Николай Васильевич выпускает двуязычный «Словарь физических терминов». Пытаясь предоставить возможность получить знания жителям Осетии, учёный писал учебную и научно-популярную литературу по астрономии и физике на родном языке.

Но конечно, самый надёжный способ понять и по достоинству оценить вклад того или иного учёного в науку – это изучить его научные труды. А Николай Васильевич в полной мере обладал уникальным даром популярно и доходчиво излагать свою науку. Его монографии «Строение Вселенной», «Атмосферные явления», «Вселенная вокруг нас» и др. читаются с огромным интересом. Не оставался он равнодушным и к общественно-политическим событиям. Занимаясь в свободное время изучением сложного вопроса, связанного с историей Южной Осетии, не потерявшего своей актуальности по сей день, Сиукаев изложил своё видение проблемы в книге «Две трагедии Южной Осетии».

Одним из главных дел жизни учёного можно считать его работу по созданию коллектива единомышленников, так же одержимых наукой, как и он сам, на кафедре экспериментальной и теоретической физики нынешнего Северо-Осетинского госуниверситета. Путь в науке для Н.В.Сиукаева не был простым. В 1952 г. он окончил аспирантуру, но выбор темы для кандидатской диссертации оказался непростым. Когда нелёгкий и упорный труд по первоначально выбранной теме подходил к концу, выяснилось, что подобная тема уже разработана в диссертации немецкого учёного. Встал, как всегда, актуальный в науке вопрос приоритета. Тогда научные сотрудники Ленинградского физико-технического института им. академика А.Ф.Иоффе, учитывая научный опыт Николая Васильевича, предложили ему начать работать над проблемой получения фосфида индия, т.к. именно это вещество из-за трудностей технологии изготовления оставалось за пределами внимания других учёных, хотя приборы на его основе могут работать при повышенной температуре. На основе таких кристаллов можно было создать фотоэлементы, диоды, туннельные диоды и лазеры. Но вначале Николаю Васильевичу и его единомышленникам пришлось своими руками возводить стены помещения для камеры высокого давления, выполнять столярные работы, проводить в лабораторию газ и водопровод. Бестаев Мэлс, один из учеников Н.В.Сиукаева, вспоминает: «Свою лабораторию он создавал на голом месте. Реакция получения фосфида индия проходила в кварцевой ампуле, в условиях высокого давления паров фосфора. Очень часто ампулы взрывались. За особыми условиями технологического процесса необходимо было непрерывно следить, поэтому работали с 8 утра до глубокой ночи, причём Николай Васильевич никого из нас не заставлял, он просто нас увлёк своей идеей. Помню, в 1967 г. я работал даже в Новый год». Самоотверженный труд Николая Васильевича и его коллег-учеников – Р.Кундухова, Г.Ковалевской, С.Метревели – увенчался успехом. Они изобрели новый способ получения чистого фосфида индия: их кристалл в 10 раз превосходил по чистоте зарубежные образцы! Это было достигнуто в небольшой лаборатории вуза благодаря разработке нового метода очистки. Диссертацию Николая Васильевича «Получение кристаллов фосфида индия и исследование их электрических свойств» посчитали достойной присуждения степени не кандидата, а сразу доктора наук.

Как только в 1970 г. были опубликованы результаты исследований, сразу же пришли запросы из многих стран мира: Канады, Англии, США, Венгрии и др. Недаром Николая Васильевича называли «архитектором волшебных кристаллов», а его научная работа признана во всём мире. В 1971 г. доктор физматнаук профессор Н.В.Сиукаев был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1973 г. ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники Северо-Осетинской АССР. За десятилетия научной деятельности им было опубликовано более семидесяти научных работ. Это был человек, влюблённый в науку. И к этому же он призывал многонациональную молодёжь Осетии: «Вперёд, вперёд, молодёжь Осетии, к знаниям, к вершинам науки и техники!» При этом он хотел пробудить в новых поколениях чувство патриотизма и желание больших свершений на научном поприще. Вот его слова, обращённые к тем, кто приходит в науку: «Труд учёного – достояние всех народов. Каждый народ может воспользоваться его открытиями для улучшения своих жизненных условий. И в этом отношении наука интернациональна. Но, говоря о достижениях и жизненном пути гениального человека, всегда упоминают, представителем какой нации он является, какому народу снискал он славы».

Татьяна Ивановна Радченко родилась в старинном г. Полоцке в Белоруссии в семье офицера десантных войск Ивана Петровича Силаева. Он был призван в армию в годы войны, в возрасте 16 с половиной лет, и долгие годы проходил службу в различных родах войск, но практически всегда связанной с техникой: связь, артиллерия, самоходки, танки, автомобили. Именно поэтому Татьяне Ивановне с детства нравились физика и техника. В 1975 г. она окончила Северо-Осетинский госуниверситет, а теперь работает в СРШ № 26 и в Республиканском центре детского технического творчества. Татьяна Ивановна – Почётный работник общего образования РФ, Соросовский учитель, руководитель городского методического объединения учителей физики, член городского методического совета. Больше всего её интересует организация исследовательской деятельности с учащимися, чем она с успехом и занимается.

Принимайте участие!

Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Читайте новые статьи

Аннотация – краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет следующие функции :

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Образцы аннотаций к научным статьям:

Пример 1:

В данной статье рассмотрены проблемы толкования положений Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности грамматического способа толкования, использование в процессе такого толкования различных методов лингвистического и юридического анализа (на примере текстов постановлений Конституционного Суда РФ). Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов юридического и лингвистического анализа в процессе толкования. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить юридико-технический способ толкования, дается его определение, формулируются основные характеристики лингвистического и юридического анализа, составляющих юридико-технический способ.


Пример 2:

Статья посвящена философскому осмыслению сетевых коммуникаций в современном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в образование. Показано, что сетевые коммуникации играют в обществе двоякую роль: могут формировать клипмейкерское сознание, которое не требует креативности, или же развивать креативное, поисковое, навигаторское мышление. Образование в XXI веке должно развиваться по сетевой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты. Главное достоинство новой модели – открытость для диалога и коммуникации и возможность самоорганизации.




  • В данной статье рассматривается проблема...
  • Обосновывается идея о том, что...
  • Прослеживается...
  • В статье затрагивается тема...
  • Даётся сравнение...
  • Статья посвящена комплексному исследованию...
  • Целью статьи является анализ изучения...
  • Статья посвящена феномену...
  • В статье раскрываются проблемы...
  • Особое внимание уделено...
  • В статье анализируется...
  • Автор приходит к выводу, что...
  • Основное внимание в работе автор акцентирует на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • В статье выяснены особенности...
  • На основе изучения… установлено...
  • Статья посвящена пристальному анализу...
  • На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
  • Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
  • Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
  • В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
  • Автором предложены...
  • Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
  • Основное содержание исследования составляет анализ...
  • Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
  • В статье речь идет о...
  • Статья посвящена детальному анализу...
  • Значительное внимание уделяется...
  • В заключение раскрывается...
  • Статья раскрывает содержание понятия...
  • Автор прослеживает становление...
  • Обобщается практический опыт...
  • В статье исследуются характерные признаки...
  • В статье рассматриваются ключевые этапы...
  • В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
  • В статье раскрываются процессы...
  • Статья подводит некоторые итоги изучения...
  • Автор дает обобщенную характеристику...
  • Данное направление дополняется также рассмотрением...
  • Обосновывается мысль о том, что...
  • В статье проанализированы концепции...
  • В качестве ключевого доказательства... используется...
  • В статье приведен анализ взглядов исследователей...
  • Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
  • В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
  • В статье излагаются взгляды на...
  • Автор стремится проследить процесс...
  • В статье дан анализ научных изысканий...

Вопросом задаются многие, ведь так называемое "саммари" ("описание" с английского) может понадобиться как к статье, так и к программе или к какому-либо проекту. В зависимости от деталей к аннотации могут предъявляться особые требования. Их-то мы и рассмотрим.

Что такое аннотация

Как уже было сказано чуть выше, аннотация - это описание. Это слово произошло от латинского аналога, обозначающего "замечание". Вот почему еще одной дефиницией аннотации считается краткая характеристика.

Как написать аннотацию

Итак, вы уже сделали какую-то письменную работу. Теперь ее нужно грамотно оформить. Как написать к работе аннотацию? Сейчас вы поймете, что это совершенно не является проблемой. Главное, придерживаться основных правил и следующих советов:

  • включайте характеристику основной темы;
  • пишите кратко и по существу;
  • выделяйте главное;
  • расскажите суть работы, не вдаваясь в ключевые подробности;
  • заинтригуйте.

Что нужно знать перед тем, как написать аннотацию

Как человека встречают по одежке, так и научную статью встречают по аннотации. Ее задача - показать, что автор умеет систематизировать и анализировать информацию, а также кратко, слаженно и понятно ее излагать. Как написать аннотацию к статье так, чтобы работа выглядела как можно более презентабельно?

  • В данной статье аргументируется...
  • Статья знакомит с исследованием...
  • Особое внимание акцентируется на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • Актуальность данной статьи в том...
  • Автор прослеживает становление...
  • Предоставлено обоснование того...
  • Изложены взгляды на...

Важно в аннотации подчеркнуть, в чем состоит новаторство работы, чем она выделяется среди других, почему с ней стоит ознакомиться.

Примеры

Рассмотрим пример, как написать аннотацию к статье (работа содержит проекты космических лифтов):

"Данная работа является анализом последних достижений в области космической аэротехники. Систематизированы возможные проекты разработок космических лифтов. На основании этих данных приведены достоинства и недостатки каждой из моделей".

Аннотация к экономической статье:

"Статья знакомит с исследованием в области госфинансирования и госзакупок. Предложена реорганизация данного процесса. Выводы сделаны на основе анализа финансирования системы образования и здравоохранения таких государств, как США, Британия и Корея. Проведено сравнение экономических реформ Российской Федерации и указанных стран. Особое внимание уделено взаимосвязи между экономическими процессами в России и ее менталитетом".

К проекту

На самом деле, то, как написать аннотацию к проекту, не слишком отличается от того, как сочинить саммари к научной статье. В обоих случаях обязательным условием является новаторство. Значит, в аннотации, прежде всего, должно быть указано, что нового привнес автор своей работой. Различие же состоит в том, что аннотация к проекту обычно масштабнее и объемнее, чем к статье.

Аннотации пишется в том же стиле, каким выполнялась работа. В ней должно быть четко и сухо изложена вся информация. Для проекта это означает следующее:

  • указать тему;
  • суть проекта - цель его написания;
  • какие проблемы анализирует, на чем акцентирует внимание;
  • каковы результаты проведенного исследования/анализа;
  • выводы, исходя из проделанной работы.

Пример

Так как проекты могут быть совершенно разными, аннотации к ним тоже могут весьма отличаться. Для того чтобы знать, как правильно написать аннотацию, лучше рассмотреть парочку примеров.

Пример для экономического проекта:

  • Задача проекта: формирование экспериментального продукта, позволяющего увеличить степень состоятельности жителей района.
  • Представить новое банковское обслуживание с учетом спроса и внедрения технологических процессов.

Проблематика проекта:

  • Профессиональная деятельность в финансовой сфере.
  • Анализ данных и практика предоставления услуг банком в качестве базы для приобретения опыта
  • Обобщение и формирование подведенных итогов в отчетной форме.
  • Собрать и классифицировать типы услуг банка для жителей.
  • Исходя из проведенного анкетирования, сделать выводы по поводу необходимости банковского обслуживания в том или ином регионе.
  • Выявить недостатки настоящего подхода.

Завершение проекта:

  • В качестве результатов проекта исследовательская группа представляет отчет о проделанной работе с указанием итогов и выводов.
  • Каждый из членов команды демонстрирует собственные соображения по поводу банковского обслуживания, согласуя их с лидером группы.

Пример аннотации к курсовому проекту:

"Целью курсового проектирования было, прежде всего, составление программы, удобной для пользования ею простым обывателем.

Программа составлялась согласно требованиям, изложенным в задании курсового проектирования, пожеланиям преподавателя и логическим выводам по применению этой программы последующим пользователем.

Не менее важной целью курсового проектирования была отшлифовка навыков студента как будущего программиста на языке С++, развитие его понимания требований и пожеланий потенциальных заказчиков, умение мыслить логически и работать в обозначенные сроки.

При решении представленной задачи был использован пакет программ BorlandC++Builder6Full .

Поэтапно была разработана каждая из частей программы:

  • ввод необходимых строковых переменных в соответствующие поля;
  • описание работы кнопок редактирования, перевода, выхода и добавления нового слова;
  • обозначение условий для вывода перевода введенного слова, указание полей, куда выводится перевод;
  • кроме того, программа привязана к двум текстовым файлам, содержащим список английских и русских слов в соответствующем порядке, существует возможность расширения списков с помощью этой же программы.

В пакете программ BorlandC++Builder6Full была разработана форма диалогового окна, определена цель каждой из кнопок и окон ввода/вывода на этой форме.

В результате была составлена программа, которая переводит введенное пользователем слово или выдает сообщение о том, что такого слова нет в базе. Пользователь имеет право добавить его сам или не добавлять (по выбору). В разработке программы учтены возможные случаи ввода более одного слова в разном порядке".

К программе

Под программой в данном случае понимается образовательный план, то есть рабочая программа к дисциплине. Из этого возникает вопрос: как написать аннотацию к программе?

Она должна содержать:

  • нормативные документы, согласно которым она составлена;
  • цель учебной дисциплины, и сколько часов на нее выделено;
  • распределение по темам или список основных разделов;
  • каким образом проводится аттестация, как часто, в какое время.

Важный момент: составитель такой аннотации не указывается. Также необходимо разграничивать понятия и краткого содержания. Первое больше по объему.

Выводы

В статье рассмотрено, как написать аннотацию к статье, проекту и программе. Составляя любое описание, следует помнить о том, что означает аннотация. По существу, она является ответом на вопрос, что представляет собой тот документ, к которому она писалась. А значит, в ней нет места пустым рассуждениям "не по делу", а есть только сухое и краткое изложение фактов.

Руководитель :

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 000

Консультант : (журналист)

Ход реализации проекта

Актуальность проблемы:

В недавнем прошлом самая читающая страна мира, которую называли «духовной лабораторией человечества», сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.

Почему так происходит? Что современным детям интересно? Чем они увлечены?

Компьютер, телевидение, электронные игры - современные игрушки современных детей. Красочные, динамичные, практически не требуют работы воображения. А чтение, наоборот, предполагает активную работу воображения. Поэтому читать неинтересно.

Проблема: можно ли развить и повысить интерес к чтению у современных детей?

Предмет исследования: домашнее чтение, семейное чтение, классное и внеклассное чтение .

Гипотеза: Если есть способ привлечь ребят к чтению, сделать так, чтобы чтение доставляло удовольствие, чтобы читать хотелось, это желание стало потребностью.

Если есть, то ученик современной начальной школы сможет раскрыть для себя увлекательный мир чтения, открыть в себе таланты, повысить уровень знаний, повысить самооценку.

Цель проекта: формирование и развитие у юных читателей интереса к книге, расширение их литературного кругозора, стимулирование творческого потенциала посредством организации совместного увлекательного чтения в классе и дома для удовольствия. Повышение мотивации детей на самостоятельное изучение литературных произведений. Оформление сборника сказок разных народов мира, создание собственных сказок, театрализованная постановка одной из сказок.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация;

эмпирические : наблюдение, беседа, классификация, обобщение, самооценка, обследование.

1 этап – погружение в проект

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

6 этап - рефлексия

5 этап – презентация

4 этап – подготовка презентации

Краткое описание работы:

1 этап – погружение в проект

Обсуждение проблемы, постановка целей и задач

Планирование деятельности по решению задач проекта

2 этап – организация деятельности

Чтение сказок народов мира

Посещение дома сказок «Жили-были»

Посещение дома-музея Васнецова

Изучение классификации сказок

3 этап – осуществление деятельности

Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»

Создание и художественное оформление собственной сказки

Создание сборника сказок

Выбор сказки для инсценировки, подготовка костюмов и декораций

Инсценировка сказки

Учёт результатов (анкетирование «Я люблю читать»)

4 этап – подготовка презентации

5 этап – презентация

Показ инсценированной сказки для различных аудиторий зрителей

6 этап - рефлексия

Обсуждение «+» и «-» осуществленной совместной деятельности, принятие решений по исправлению выявленных ошибок и выстраивание планов дальнейшей деятельности.

Учёт результатов (анкетирование «Я люблю читать»), сводная диаграмма (см. презентацию)

Основные результаты и выводы

Основную задачу - «разжечь интерес» к чтению мы выполнили.

Мы вырастили «цветок любви к чтению в душе каждого ребёнка»:

Подготовили благоприятную почву (заинтересовали)

У многих они переросли в любовь к чтению

Качество чтения возросло

Стало легче справляться с другими предметами

Для поддержки этого состояния «цветок требует ухода» . В классе проходят к оллективные т ворческие д ела, которые привлекают всё больше детей вступить в общество «книголюбов».(см. презентацию)

Много читаешь – много знаешь!

Работа достигла ожидаемого результата, интерес к чтению повысился у всех участников проекта. Более того, многие ребята открыли для себя, ранее не замеченные, таланты! Мы поставили и сыграли сказку для учеников нашей школы и их родителей. Многие дети стали постоянными читателями в библиотеке. Повысился общий уровень качества образования в нашем классе, что было отмечено при итоговой аттестации класса.

Библиография

ред.-сост. Актуальные проблемы культурной политики современной России. - М.: , 2008

Механизм живого интереса

Директор школы. 2004 - № 2, с.28

Психология овладения навыком чтения

Спб.: Каро, 2006.

Чудо, имя которому - книга

М.: «Школьная библиотека», 2006

Родительское собрание по детскому чтению.

М. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря . Сер.1.Вып.Прилож. к журналу «Школьная библиотека»