Виктор петров астафьев хвостик рассказ. Астафьев Виктор Петрович. Затеси. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  • образовательные
  • : учить “видеть” текст, отработать навыки работы с текстом; осмыслить рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных произведениях, выстроив горизонталь.
  • ваоспитательные
  • : воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды, неприятие негативного, равнодушного отношения к природе.
  • развивающие
  • : развивать логическое мышление(применение знаний на практике, наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса (цинизм, затеси); развивать самостоятельность в поступках, принятии решения.

    Оформление доски.

    Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке.

    Эпиграф (расположен справа).

    “Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце”. В. Астафьев

    Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт, дисгармония.

    Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст рассказа В.Астафьева “Хвостик”.

    I. Оргмомент.

    Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока.

    Наша задача:

    • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
    • научиться “видеть, слышать, читать” текст;
    • осмыслить рассказ.

    II. Погружение.

    1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева.

    1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое? (Память – появляется первое слово в теме урока)

    2) Повторение ранее изученных произведений.

    Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь)

    3) “Васюткино озеро”. (Память)

    Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти)

    4) С памятью обратимся к памяти.

    С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

    Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести).

    5) “Фотография, на которой меня нет”.

    Чем стала для мальчика эта история? (Летописью детства; выстраданный нравственный урок приводит к обретению духовного богатства; от страдания к - к обретению)

    2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки.

    А что такое зарубки, затеси ? (Словарная работа). Их делали первопроходцы в тайге.

    Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем? (да, прошёл по духовной памяти)

    Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

    3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.

    III. Анализ рассказа “Хвостик”.

    1) Работа над названием.

    Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то очень маленькое, смешное – смеется, заливается, хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся, заливается, хохочет мальчик)

    2) Веселье разливается в начале рассказа.

    Так ли это?

    3) 2 и 3 абзацы - это пейзаж.

    Как цветопись показывает, что пейзаж радостный. (Разноцветный: находим в тексте “цветные” слова)

    Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)

    Присутствует ли движение в пейзаже? (Да: кружилась, метелила, вспыхивала, оробело останавливалась, утихала)

    В какое время года мы видим радостный остров? (В любое время года, то есть всегда, вечно).

    В описании присутствует народная лексика (темечко, зимушка).

    Озвучена ли картина? (Звенел венец)

    Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.

    4) Мы хотим этой красоты, но действительность становится преградой.

    Каким словом в тексте подчеркивает это автор? (Зарегулировала). Наступает дисгармония.

    5) Докажите, что жизнь зарегулировала действительность. Найдите эти слова. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)

    Одним моментом все испортилось в природе.

    А у людей? А для людей в любое время все было прекрасно.

    Как это показано в тексте? (Время (временное пространство) течет, его разделить нельзя, поэтому только и говорит Астафьев о народе: - “Валом валят” и тогда, и сейчас).

    В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция.

    6) Народ судят по поступкам.

    Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)

    Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.

    Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)

    7) И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”

    Зачем? Ведь уже не до смеха.

    (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность – от которой никуда не уйти)

    Можно рассказ закончить?

    Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)

    Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о том, кто вырастет, и потому эта история тихо и отдельно ото всего живёт и жжет сердце, тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) - запись в тему “не знающая покоя”...)

    Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость.

    Уходят краски (осталась красная – цвет крови) .

    Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в поступках тех, кто это сделал.

    9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.

    Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения)

    Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”.

    В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

    10) - Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик)

    А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.)

    Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к природе -> равнодушие к себе -> жестокость)

    IV. Художественное и идейное своеобразие.

    Определим своеобразие произведения:

    Тема памяти.

    Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.

    Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.

    Стилевой приём – градация.

    Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.

    Разная роль многоточия.

    Движение – пространство постепенно сужается.

    Отсутствие положительного героя.

    Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

    1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами , людьми без памяти.

    2. Память оставила затеси в жизни писателя.

    А у вас появились свои затеси?

    Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?

    Зачем нам эти “Затеси”?

    А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?

    Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

    Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

    • cожалеть,
    • cочувствовать,
    • cострадать,
    • cопереживать.

    И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

    VI. Дома (задание по выбору).

    1. Видеома.

    2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”

    3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

    4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.

    Русский язык

    21 из 24

    1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

    (5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета - цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    (9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    (13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

    (15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

    (17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

    (19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

    (21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».-(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! -(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
    (27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
    (По В. Астафьеву)

    Показать текст целиком

    К чему приводит жестокое и безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или есть еще слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими и другим вопросами предлагает нам задуматься Виктор Астафьев в предложенном для анализа тексте, где поднимается проблема варварского отношения к природе.

    Чтобы привлечь внимание читателей к данной теме, автор с грустью говорит о том, что «в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может». Отдыхающие от трудов люди даже не задумываются о последствиях их «гуляний». Хохочущий над зверски убитым сусликом мальчик поражает Астафьева. Писатель убеждается в том, что экологическая и нравственная катастрофа человечества действительно близка и в своём тексте пытается донести это до нас, повлиять на ситуацию.

    Позиция автора по поднятой проблеме выражена ярко и однозначно. Астафьев подводит читателя к выводу о том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Многое уже разрушено людьми, но у нас еще есть возможность изменить своё отношение к окружающему миру и сохранить Землю.

    Нельзя не согласиться с мастером слова. Безусловно, бездушное и потребительское отношение к природе может привести лишь к одному – гибели всего человечества.

    Многие писатели поднимали данную проблему в своих произведениях, и Борис Васильев –

    Критерии

    • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
    • 3 из 3 К2

    Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов

    В.П. Астафьева из цикла «Затеси»

    Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска

    Шерстобитова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №10 Октябрьского района г.Красноярска

    Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания . В данной технологии можно выделить фазы:

      Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как…», так как он способствует развитию творческих способностей.

      Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.

      Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.

    «Метки к свету». Анализ рассказа «Хвостик» из книги

    «Затеси» В.П. Астафьева (6 класс)

    Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.

    Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.

    Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.

    Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей

    и птиц, он от природы наделен

    наблюдательностью,

    он переполнен любовью к многоцветному

    миру.

    Н. Н. Яновский

    ХОД УРОКА

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.

    II. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.

    (Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева и сборник «Затеси» .)

    1. Слово учителя

    - Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.

    2. Справочное бюро

    Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» - «…зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведома - это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».

    Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси - это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.

    Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).

    Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».

    Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них .)

    Хвостик - маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное…

    Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.

    (Высказывают различные точки зрения .)

    О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).

    III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

    1. Чтение первого отрывка

    (Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника .)

    Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

    Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи .)

    2. Чтение второго отрывка

    Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана черноволосьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспенённого черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника. В осени мелкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.

    Где происходят описываемые события?

    Справочное бюро

    Отава - трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

    Тальник - небольшая ива, растущая по сырым местам.

    - Каким рисует остров Астафьев?

    Комментарий. В ответах звучат слова, говорящие о богатой растительности острова: черёмуха, тальник, ольха, верба, тучные травы. Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств. В ходе беседы выписываются эпитеты, метафоры. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.

    А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то .)

    - Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли .)

    - Как вы понимаете эти слова?

    - Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.

    3. Чтение третьего отрывка

    Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта - цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучей курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    - Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова : налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением : захудала, усохли, обуглились.)

    - Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?

    Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом.

    - А люди там перестали бывать? Как вы думаете?

    4. Чтение четвёртого отрывка

    Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкий овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, ракета за ракетой прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затопленному клочку земли, глядя на который, ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь. Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое…

    - Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?

    Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?

    Как относится к ним писатель?

    Сопоставьте этот отрывок со вторым. Что изменилось?

    Сочинение по тексту:

    К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или ещё есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.

    Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не: может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому. Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определённый вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик...» Автор убеждён: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.

    Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока ещё не всё разрушено, не всё в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.

    Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно — страшная и мучительная гибель человечества.

    Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

    Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.

    Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за её первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожжённая» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять её красоту.

    Текст Виктора Петровича Астафьева:

    (1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

    (5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    (9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    (13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

    (15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

    (17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

    (19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

    (21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».—(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! —(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
    (27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
    (По В. Астафьеву)