Почему ссср отставал в научно-технической сфере и в производительности труда? Значок "Ударник коммунистического труда": кто и за что его получал? Кому полагались такие значки

Контрольная работа по теме «Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.»

Вариант I

1. Что из названного относится к предпосылкам НЭПа?

А) вторжение интервентов на территорию России

Б) массовое недовольство крестьян продразверсткой

В) решения Генуэзской конференции

2. Какие черты характерны для коллективизации сельского хозяйства ?

А) принудительная коллективизация Б) развитие частной собственности на землю

В) форсированные темпы Г) привлечение иностранного капитала

Д) раскулачивание

Укажите верный ответ:

1) АБВ; 2) АВД; 3) ВГД; 4) БВГ.

3. Переход к НЭПу произошел в

А) 1920г. Б) 1921г. В) 1922г. Г) 1925г.

4. Какое событие произошло раньше?

А) образование СССР Б) переход к НЭПу В) принятие первой Конституции СССР

В) снижение боеспособности Красной армии

10. Что из названного характеризует тоталитарный режим, складывающийся в СССР?

А) монопольное господство ВКП (б) на политической арене

Б) соблюдение демократических прав и свобод, закрепленных в Контитуции 1936 г.

В) рыночная основа экономической системы государства

Г) действие принципа разделения властей

17. Кто был главным политическим соперником в 20-х гг.?

18. Кто возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции?

19. Целью создания творческих союзов в СССР было:

А) Усиление партийно-государственного контроля за культурой

Б) Создание условий для свободного творчества деятелей культуры

В) Укрепление культурных связей между народами СССР

Г) Расширение культурных контактов со странами Запада

20. Укажите положение, характеризующее политику советской власти по отношению к церкви

А) Стремление к сотрудничеству

Б) Запрет религиозной пропаганды

В) Сотрудничество

Г) предоставление полной свободы действий в неполитической сфере

21. Допишите термин

Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития ________________

22. Допишите следующие фразы:

«Форсированная модернизация промышленности в СССР в 1930-х гг. получила название ___________________________»

«Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919-1943 годах _____________________»

23. Соотнесите фамилии известных советских деятелей культуры и сферы их деятельности:

Вариант II

1. Какие меры характерны для нэпа?

А) внедрение хозрасчёта Б) введение продразвёрстки В) всеобщая трудовая повинность

Укажите верный ответ:

1) АБД 2) БВГ 3) АГД 4) БГД

2. СССР был принят в Лигу наций в:

А) 1930г. Б) 1931г. В) 1933г. Г) 1934г.

3. С каким событием в истории СССР связан 1936 год?

А) принятие Конституции СССР Б) начало второй пятилетки

В) признание Советского Союза США Г) создание первой машинно-тракторной станции

4. О чем договорились СССР и Германия, подписав договор о ненападении и секретные протоколы к нему?

А) о дате нападения Германии на Англию и Францию

Б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе

В) о разделе сфер влияния на Балканах и в Азии

5. Двадцатипятитысячники – это

В) коммунисты, направленные в сёла для создания колхозов Г) нэпманы

6. Что из перечисленного не относится к чертам политического развития в 1920-х гг.

А) Сращивание государственного и партийного аппарата Б) Развитие многопартийности

В) Внутрипартийная борьба В) Утверждение однопартийной политической системы

7. Какой из терминов обозначает политику советского правительства в 1924-1929гг.?

А) «зубатовщина» Б) коллективизация В) продразвёрстка Г) нэп

8. Движение ударников, пытающихся увеличить производительность труда, получило название по имени

А) А. Стаханов Б) В) А. Бусыгина Г) М. Мазая

9. Процесс ликвидации зажиточных крестьянских хозяйств в годы коллективизации с/х

А) монополизация Б) секуляризация В) раскулачивание Г) осереднячивание

10. Что из названного является одной из причин объединения советских республик в единое государство – СССР?

А) экономическая взаимозависимость республик

Б) необходимость установления религиозного союза

В) стремление усилить влияние русских среди народов, проживающих на территории бывшей Российской империи

Г) попытка объединить усилия для подготовки мировой революции

11. Статья «Головокружение от успехов» была опубликована

А) в 1928 г. Б) 1930 г. В) в 1933 г. Г) в 1938 г.

12. Генуэзская конференция состоялась в

А) 1918 г. Б) 1921 г. В) 1922 г. Г) 1928 г.

13. «Шахтинское дело» - это

А) обвинение группы инженеров и технических специалистов Донбасса в саботаже

Б) отчет о социалистическом соревновании на шахтах Донбасса

В) открытие новых шахт в Донбассе

Г) переоборудование шахт новой техникой

14. В Конституции 1936 г. итоги социально-экономического и политического развития СССР оценивались как

А) полная победа социализма Б) начало мировой революции

В) подготовка к мировой войне Г) начало отмирания государства

15. Полосой признания» СССР является

А) 1924-1925 гг. Б) 1925-1926 гг. В) 1926-1926 гг. Г) 1936-1939 гг.

16. Крах политики коллективной безопасности в Европе был вызван

А) взаимным недоверием СССР и европейских держав

Б) развязыванием Второй мировой войны

В) началом агрессии Германии против СССР

Г) заключением англо-франко-германского договора о дружбе

17. Вывод о возможности построения социализма в отдельно взятой стране – СССР, был сформулирован

18. В 1934 г. произошло

Б) назначение на пост наркома иностранных дел

В) убийство

Г) изгнание

19. Какое решение было принято на совещании глав правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии в сентябре 1938 г. в Мюнхене?

А) о выводе итальянских войск из Эфиопии

Б) о передаче части чехословацкой территории (Судетской области) Германии

В) о присоединении Великобритании и Франции к антикоминтерновскому пакту

20. Коммунистический интернационал был создан для

А) Экономической поддержки пролетариата Европы

Б) Подготовки мировой революции

В) Налаживания контактов с социалистическими партиями Европы

Г) Переработки основных положений коммунистической идеологии

21. Допишите название термина.

Всем работникам культуры предписывалось следовать определенным государственным установкам, руководствоваться в творческой деятельности идейными подходами, отвечавшему политическому курсу правящей партии. Принцип партийности литературы и искусства должен был опираться на метод _____________

22. Допишите следующие фразы:

«Нарком иностранных дел СССР выдвинул идею создания ________ в Европе»

«Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные _________________»

Контрольная работа по теме «СССР на путях строительства нового общества»

Вариант III

1. Что из названного характеризует НЭП?

А) продразверстка Б) продналог

В) введение рабочего контроля Г) всеобщая трудовая повинность

2. Военно-морская база, моряки которой восстали в 1921 г.

А) Свеаборг Б) Севастополь В) Кронштадт Г) Владивосток

3. К целям коллективизации относится

А) получение средств на индустриализацию

Б) повышение уровня жизни крестьян

В) ликвидация кулачества как класса

Г) централизованное управление с/х

Д) добиться роста численности промышленного рабочего класса

Укажите верный ответ:

4. Отметьте годы первой «пятилетки»

А) 1925-1939 гг. Б) 1928-1932 гг. В) 1929-1933 гг. Г) 1933-1937 гг.

5. План автономизации как основу объединения советских республик выдвинул

7. Пакт о ненападении между СССР и Германией был заключен

8. В каком году был создан СССР?

А) в 1922 г. Б) в 1924 г. В) в 1936 г. Г) в 1938 г.

9. В ходе первых пятилеток большое внимание уделялось подъему

В) тяжелой промышленности Г) сферы обслуживания

10. Что из названного является одной из причин заключения пакта о ненападении между Германией и СССР в 1939 г.?

А) стремление СССР создать систему коллективной безопасности в Европе

Б) необходимость пресечь агрессию Германии в Европе

В) желание обезопасить страну от вторжения немецко-фашистских войск на ближайшее время

11. Раппальские соглашения, положившие начало прорыву внешнеполитической изоляции РСФСР на международной арене, были подписаны в 1922 г.

А) с Великобританией Б) с США В) с Германией Г) с Францией

А) в 1929 г. Б) 1930 г. В) в 1933 г. Г) в 1938 г.

13. Свободный наем рабочей силы через биржи труда – это явление, характерное для

А) периода НЭПа Б) первой пятилетки В) второй пятилетки

14. К советской внешней политике в 1920-х гг. не относится

А) отношение к Англии, Франции, США как к дружественным странам

Б) оказание поддержки Турции

В) заключение о дружбе с Афганистаном

Г) признание статуса Ирана как самостоятельного государства

15. Голод 1932-1933 гг. наступил

А) в силу естественных причин Б) вследствие национального геноцида

В) из-за сознательного социального геноцида населения

Г) в связи с антикрестьянской политикой насильственной коллективизации и хлебозаготовок

16. Во время каких событий правительства западных держав провозгласили политику «невмешательства»

А) во время гражданской войны в Испании

Б) во время интервенции японских войск в Китай

В) в период насильственного присоединения Австрии к Германии

17. Борьба за власть после смерти закончилась победой

18. Событие, относящееся к 1936 г.

А) убийство Б) вступление СССР в Лигу Наций

В) назначение секретаря ЦК ВКП (б) Г) принятие новой Конституции СССР

19. С какой целью в марте 1930 г. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов»?

А) чтобы признать собственные ошибки

Б) чтобы возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местную власть

В) чтобы предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы

20. Коллективизация с/х послужила причиной

А) Уничтожения кулачества как класса Б) Увеличения производства зерновых

В) Укрепления частнособственнического крестьянского хозяйства

Г) Перекачки средств из города в деревню

21. Укажите название политики, о которой идет речь.

В экономическом плане проведение этой политики обеспечило в относительно короткий срок восстановление разрушенного в войне хозяйства страны и позволило советской власти накормить народ. В стране активно развивались рыночные отношения, формировалась смешанная экономика.

22. Допишите следующие фразы:

Раппальское соглашение было подписано с ________________

Со второй половины 1930-х гг. рабочие-ударники, передовики производства назывались ________

23. Соотнесите исторического деятеля и факт его биографии:

Работая в 60-х годах корреспондентом "Правды" в Токио, я, естественно, старался рассказать советским читателям о слагаемых послевоенного японского экономического чуда. И прежде всего о том, как страна, которая до XIX века вовсе не знала колес, вышла на первое место в мире по производству автомашин.

Соотечественники часто спрашивают меня: чем японский автозавод отличается от нашего, в чем секрет успеха японцев? И, отвечая на эти вопросы, я начинаю не с различий, а со сходства.

Попадая на головное предприятие концерна "Тойота" в Нагое, я каждый раз будто бы возвращаюсь в советские времена. В цехах бросаются в глаза доски почета. На каждой из них - портреты передовиков труда, результаты внедренных новаторами рационализаторских предложений, переходящие вымпелы цехов, бригад, участков.

Во всем этом чувствуется стремление создать для тружеников не только материальные, но и моральные стимулы. То есть утвердить такие понятия, как трудовая честь коллектива, вызвать у людей чувство причастности к успеху предприятия.

Все это поначалу рождает желание назвать Японию самой социалистической из капиталистических государств. Однако за внешним сходством кроется и глубинное различие. Стахановское движение, рекорды ударников пятилеток неизменно делали упор на количественные показатели. Но в СССР не было традиции возвеличивать и по достоинству вознаграждать профессиональное мастерство, воспитывать у людей гордость за качество своего труда.

В Японии же еще с феодальных времен каждое мастерство имеет своих кумиров. Это так называемые "живые национальные сокровища". Будь то кузнецы, кующие самурайские мечи, или вышивальщицы по шелку.

Понятие трудовой славы имеет и в Японии XXI века вполне конкретное содержание. Отраслевые конкурсы профессионального мастерства проходят ежегодно и широко освещаются средствами массовой информации. Все знают, кто в стране самый искусный повар, кто лучший плотник, каменщик, сварщик, кто лучшая медсестра.

Спрос на победителей всеяпонских конкурсов профессионального мастерства неизменно растет. Для престижа фирмы важно иметь в ее штате чемпиона страны по профильной специальности. За ними конкуренты охотятся, словно спортивные клубы за титулованными игроками.

Появились специализированные профтехучилища, напоминающие по своим задачам школы Олимпийского резерва. Будущие чемпионы проходят там специальную подготовку. А потом в тех же классах повышают квалификацию молодые рабочие, а медалисты становятся их преподавателями.

Можно сказать, что японский автопром с рождения привык делать упор на качественные показатели труда. Когда-то американец Генри Форд стал основоположником массового производства, впервые поставив его на конвейер.

Он разделил сборку автомобиля на цепь простых операций, которым можно быстро обучить кого угодно. Так что квалификация утратила цену, а труд - творческий характер. Чарли Чаплин саркастически изобразил это в своем известном фильме "Новые времена".

Другой американец - Эдвард Деминг - предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. В США эту идею проигнорировали. Зато "Тойота" и другие японские автомобилестроители осуществили ее в виде так называемой "системы ККК" - кружков контроля качества.

Их деятельность основана на том, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, а тем более противопоставлены друг другу. Дело не в том, чтобы наказать бракодела. Главное - своевременно выявить причины, вызывающие возможный брак.

Теперь кружки контроля качества трансформировались в "систему полного производственного обслуживания" (ППО). Согласно ей уход за оборудованием полностью передоверяется тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой оборудования между сменами занимаются отработавшая и заступившая бригады.

На предприятиях, внедривших систему ППО, производительность труда почти удваивается. Себестоимость снижается на треть. Количество рационализаторских предложений утраивается. Главное же - в корне меняется сознание людей, которые начинают чувствовать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники.

На это же опирается новое "секретное" оружие японских автомобилестроителей, играющее большую роль во время экономических кризисов. Это так называемая система "кайдзен", то есть снижение себестоимости совместными усилиями всего коллектива.

Подсчитано, что примерно пятая часть прибыли корпорации "Тойота" является результатом участия четверти миллиона ее сотрудников в сокращении издержек производства.

Японские менеджеры считают, что в конкурентной борьбе XXI века победит тот, кто полностью раскроет творческий потенциал коллектива. Поэтому ставка на человеческий фактор представляется дальновидной и поучительной. Хотелось бы надеяться, что питерский завод концерна "Тойота" станет для российского автопрома маяком качества.

Что же делается у нас для того, чтобы создать "культ мастерства", то есть возвеличивать не количественные, а качественные показатели труда?

Пожалуй, кроме звания "Лучший учитель года" да диплома "Лучшему врачу страны", вроде бы и вспомнить нечего.

Почему бы не взяться за повышение профессионального мастерства наших тружеников целеустремленно и системно? Почему бы не использовать при этом зарубежный, прежде всего японский, опыт? Конкретно говоря, почему бы не учредить ежегодные конкурсы профессионального мастерства, как это делает в условиях рыночной экономики Страна восходящего солнца?

Правду о движении ударников в СССР, которое получило имя Стаханова и вошло в историю как стахановское, описывает в своем материале блогер Андрей Мичурин.

«Стахановское движение — это такое движение рабочих и работниц, которое войдет в историю нашего социалистического строительства как одна из славных ее страниц».

И.В. Сталин.

Движения ударников Советского Союза — достаточно противоречивая, сегодня, тема. Одни говорят, что ударники были настоящими героями, другие стараются их высмеять и свести на нет все достижения. Но, так или иначе, они вошли в нашу историю и заняли в ней свое прочное место, а значит, как и любой исторический момент имеют право на беспристрастное и объективное освещение. Как жаль, что до сих пор, до меня, никто этого так и не сделал. Ну, всегда кто-то бывает первым. «Никогда не доверяйте историю и политику профессионалам. Они продают свой труд за деньги». / А.С. Пушкин. В данной статье я постараюсь максимально раскрыть ту роль, которую сыграли движения ударников в истории нашей страны, а стахановское движение считается самым ярким из них. И возможно, раскрыв их роль, нам удастся понять, почему, сегодня, так усердно стараются их оклеветать.

«Существовал восторг перед феноменом Стаханова. Он вошел в культуру, в быт общества как некий идеал отношения к труду, бескорыстности — ну, не в том смысле, что нет зарплаты, а в том смысле, что можно так трудиться, чтобы перевыполнять любые нормы. Бескорыстности, самоотверженности, эффективности и всего прочего. Это сначала. Потом, в ходе великой борьбы со всем советским, что развернулась за последние 20 лет, начали рассказывать, что его вообще не было, что если он и был, то был пьяница и дурак или ещё неизвестно что». С.Е. Кургинян, политолог.

Трудовой подвиг.

2 сентября 1935 года газета «Правда» сообщила, что забойщик шахты «Центральная — Ирмино » (Донбасс) Алексей Стаханов в ночь на 31 августа за смену добыл 102 тонны угля при норме 7 тонн. Спустя несколько дней этот рекорд превзошли шахтеры Дюканов, Поздняков, Концедалов, Изотов и затем сам Стаханов. К сравнению, лучшая средняя выработка в Европе в то время (Польша, Рур) — 10 тонн; а максимальная — 16-17 тонн. Это событие считается стартом стахановского движения, охватившего, в последующем, всю страну во всех сферах её деятельности. Но не все сегодня знают, что Стаханов был не первым в нашей истории ударником (а кто-то и про Стаханова никогда не слышал), до него уже существовали ударные бригады-новаторы. Почему возникли эти движения и почему из всех ударников в памяти остался именно Стаханов? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны отмотать нашу историю назад и посмотреть, что происходило в стране по окончанию Гражданской войны. Как известно, все имеет свои корни, вот их мы и будем искать.

Начало начал и контрреволюция.

«Конечно, хорошо прогнать капиталистов, прогнать помещиков, прогнать царских опричников, взять власть и получить свободу. Это очень хорошо. Но, к сожалению, одной лишь свободы далеко ещё недостаточно. Если не хватает хлеба, не хватает масла и жиров, не хватает мануфактуры, жилища плохие, то на одной лишь свободе далеко не уедешь. Очень трудно, товарищи, жить одной лишь свободой. Чтобы можно было жить хорошо и весело, необходимо, чтобы блага политической свободы дополнялись благами материальными». И.В. Сталин. Впервые ударничество появились в СССР в середине 20-х годов, передовые рабочие создавали «ударные группы», а затем «ударные бригады». Целью этих групп было повышение производительности труда, борьба с прогулами, уменьшение травматизма.

Началом этих движений можно считать XIV съезд ВКП (б), состоявшийся 18-31 декабря 1925 года, на котором был объявлен курс на индустриализацию страны. Но стать массовыми, в то время, эти движения не смогли. С 1925 года страна начинает приближаться к дореволюционным показателям промышленности, но на пути заново возрождающейся империи встают препятствия, мешающие дальнейшему развитию. Повсеместно фиксируются акты вредительства. Как правило, это мелкие выходки, типа поломки станка или кражи инструмента, но иногда дело доходило и до более серьезных преступлений, вроде взрыва шахт или передачи информации иностранцам. ГПУ все эти действия называло просто — контрреволюционные движения и как мы увидим дальше, основания на это у них были. Многие сегодня смеются, мол чекисты в то время везде видели шпионов и заговорщиков. Так может в этом все же есть доля правды? В международном праве существует такое понятие, как признание правительства вновь образованной страны. Обратимся к уставу ООН: «Признание в международном праве — это юридический акт, с помощью которого устанавливается объем отношений между вновь возникшим государством и существующими государствами, призванными жить в мире друг с другом и развивать дружественные отношения между нациями». Устав ООН, ст. 1, п. 2. Вот от этого определения мы и будем двигаться. США признает правительство большевиков в СССР только 16 ноября 1933 года (почти через 16 лет), Англия признает СССР — 2 февраля 1924 года (через 7 лет), вслед за Англией признания происходят в остальных странах. Тут я хочу заострить ваше внимание на том, что самопровозглашенное временное правительство России (я здесь вижу аналогию с современной Украиной), образованное 2 марта 1917 года, было признано Англией уже 9 марта 1917 года (всего через неделю), а США признало временное правительство — 11 марта 1917 года. О чем это говорит? А говорит это только о том, что западные страны надеялись на переворот в СССР, с приведением к власти своих марионеток.

Доказательством моих слов служат судебные процессы того времени. Один из них - «Шахтинское дело », разбираемое в 1928 году, по окончании которого суду было предано 53 человека. В сообщении прокурора Верховного суда СССР от 12 марта 1928 года говорилось: "задача злоумышленников в случае интервенции, на которую они неизменно рассчитывали, состояла в том, чтобы организовать катастрофический срыв всей промышленности, резко понизить обороноспособность страны и тем помочь интервентам одолеть сопротивление РККА (красная армия — прим. ред.)".

Приведу показания самих подсудимых: «Во второй половине 1922 г. инженер Шадлун однажды похвастался передо мной, говоря, что его бывшие хозяева пересылают ему деньги из-за границы. <...> Шадлун мне сказал, что деньги являются вознаграждением со стороны хозяев за сохранение в порядке отобранных у них шахт, за сокрытие от советской власти наиболее ценных месторождений с тем, чтобы наиболее важные подземные богатства к моменту падения советской власти могли быть возвращены хозяевам нетронутыми и неистощенными». Н.Н.Березовский, инженер Донецко-Грушевского рудоуправления.

«В общем инструкция сводилась к даче сведений о шахтах информационного характера и о проведении в жизнь ряда мероприятий на шахтах, которые должны были задерживать рост добычи и чинить всякого рода расстройства нормальному развитию работы». Ю.Н. Матов, руководитель подпольной группы «Харьковский центр». «Главнейшими задачами организации были:

1) Сохранение в неприкосновенном виде более ценных недр и машин для эксплуатации в дальнейшем прежними владельцами или концессиями.

2) Доведение рудничного хозяйства до такого состояния, при котором Советское правительство было бы вынуждено сдать рудники в концессию иностранцам или вообще капитулировать перед иностранным капиталом.

3) В случае войны помогать врагам СССР расстройством тыла, прекращая добычу и разрушая или затопляя рудники Донбасса.

4) Пропаганда против Советской власти». С.Б. Братановский, деятель подпольной группы «Харьковский центр».

Вот с такими трудностями столкнулась наша страна в годы восстановительного периода. Николай Сванидзе, в своей чудесной книге, о которой я уже писал ранее (Ссылка), утверждает, что дело было сфабриковано. Приведу цитату из его книги: «Во-первых, подсудимые по сфабрикованному делу признают свою вину — и это главное доказательство их вины. Во-вторых, гособвинитель Крыленко пролетарски агрессивен и практически груб».

Не знаю как у вас, а у меня эта фраза ничего кроме улыбки не вызывает. Сванидзе утверждает, что чистосердечные признания не являются доказательством вины, для разъяснения этого вопроса мы отправим его к уголовному праву. А что качается грубости или вежливости обвинителя, так это я вообще оставлю без комментариев. Для тех, кто до сих пор думает, что интервенция со стороны запада — это выдумка, советую почитать о «походе 14 государств». А мы идем далее.

В мире все тесно связано.

В то время, как наша страна восставала из пепла, в Германии тоже были катастрофические проблемы. Народ нищенствовал, денежный курс менялся ежедневно, в стране была полная разруха. Не стоит забывать, что по итогам Первой мировой войны Германия являлась проигравшей стороной, а следовательно страны победители выжали из нее все соки, как из губки. Еще более усугубил ситуацию в стране мировой финансовый кризис 1929 -1933 годов. К чему я привел Германию и причем тут ударнические движения? Связь здесь наипрямейшая и скоро мы это увидим. 18 июля 1925 года, Адольф Гитлер публикует свою знаменитую книгу «Mein Kampf», в ней он пишет: «Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск германцев на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке. Мы, наконец, завершаем колониальную и торговую политику довоенных лет и переходим к территориальной политике будущего. Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать в первую очередь только о России и подчиненных ей окраинных государствах.» Сказал, как отрезал. Теперь вспоминаем, в каком году появляются первые движения ударников (для тех кто забыл, предлагаю прокрутить страницу немного вверх). Думаю, теперь нам многое становится ясно в политике страны и выбранных ею курсах. А то многие сегодня говорят: «Мол зачем нужны были эти соревнования, это все глупо и ненужно». Но это только 25-й год, Гитлер ещё не имеет большой известности и угрозу представлять не может, поэтому все силы нашего государства направлены на борьбу с внутренним врагом. В 1928 году принимается первый пятилетний план. Начиная с этого года и далее, экономика страны будет планироваться на 5 лет, в народе эти планы прозовут пятилетками. Отличительной чертой пятилетки от однолетнего планирования, было резкое повышение норм выработки. Достичь же этих норм, использую старые методы работы, было невозможно. Стране понадобились лишние рабочие руки и ударные темпы работ. Но где взять все это? Ведь в Царской России промышленных рабочих было не более 3% от всего населения страны, а в Союзе большая часть рабочих — это временные, неквалифицированные работники (сезонники).

Количество рабочих на промышленных предприятиях. Статистика за 1910 год

Одним из путей решения вопроса было всеобщее образование населения. Рабочих было решено обучать через биржи труда. В итоге, удалось ликвидировать безработицу, причиной которой, в основном было отсутствие квалификации у рабочих, ведь в большинстве своем это были неграмотные крестьяне.

Приведу цифры: на 1929 год безработных - 1.700.000, 1930 - 1.080.000, 1931 — безработица практически полностью ликвидирована.

Но и с лишними рабочими руками достичь намеченных планом норм было невозможно, и в стране вспыхивает новое ударническое (соревновательное) движение. Началом соревновательного процесса можно считать момент публикации статьи Ленина: «Как организовать соревнование?» 29 января 1929 года, написанной им ещё в 1918 году. «29 апреля 1929 года Ленинская идея организации соревнования на социалистических началах находит себе все большее практическое воплощение. Ударные бригады, создающиеся на предприятиях и в учреждениях, являются продолжателями лучших традиций коммунистических субботников». XVI Всесоюзная конференция КП (б).

Старт был удачным. Заводы и фабрики начинают вызывать на соревнования друг друга, а с марта 1929 года, работники заводов обращаются ко всем промышленным рабочим Союза. Уже к 1930 году половина всех рабочих крупнейших промышленных предприятий были охвачены соревнованием. В народе рождается лозунг: «Выполнить пятилетку в четыре года». «Самое замечательное в соревновании, состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Ничего подобного нет и не может быть в капиталистических странах». И.В. Сталин, 1931.

Продолжение борьбы с внутренними врагами.

После смерти Ленина, Сталин провозглашает курс на постройку социализма в одной стране.

Троцкисты твердили, что невозможно построить социализм в одной стране, они печатали листовки с призывами не подчиняться постановлениям партии и всячески клеветали на ее руководителей. В 1929 году Троцкого высылают из СССР, после чего он продолжает свою «сокрушительную» борьбу с большевиками из-за границы. Начинает издаваться его газета «Бюллетень оппозиции», в которой критикуются все действия большевиков, а в последующем раскритикуется стахановское движение. Интересный момент, что высылают Троцкого за пределы страны на корабле, носящем имя"Ильич", в этом есть свой сакральный смысл. А в стране, в это время, продолжалась деятельность подполья (1930 год, дело «Промпартии»): «Начавшийся после восстановительного периода успешный ход реконструкции страны, быстро растущее укрепление её экономического состояния и Советской власти, делали совершенно безнадежными расчеты на контрреволюционный переворот внутренними силами... Поэтому центр изменил свою тактику и пришел к выводу о необходимости активного ускорения контрреволюционного переворота путем искусственного ухудшения экономической жизни Союза».

Если честно, эта цитата напоминает мне высказывания «деятельниц» из Pussy Riot: «только если Евросоюз введет в адрес России экономические санкции, то жизнь всех россиян ухудшится. И тогда они выйдут на митинги и демонстрации» . Не думаю, что нормальный человек захочет ухудшения жизни для своих сограждан. «От прямого технического вредительства центр быстро пошел к плановому вредительству, которое сводилось к таким способам планирования отдельных отраслей народного хозяйства, которые искусственно замедляли бы темп экономического развития страны, создавали диспропорцию между отдельными участками народного хозяйства и приводили к экономическим кризисам, охватывающим уже все народное хозяйство». Л.К. Рамзин, деятель подпольной группы «Промпартия».

Времена разные, методы все те же. Именно поэтому так важно сегодня делать упор на изучение истории. «Года два назад наиболее квалифицированная часть старой технической интеллигенции была заражена болезнью вредительства. Более того, вредительство составляло тогда своего рода моду». И.В. Сталин, 1931. Слова про моду на вредительство, напоминают мне сегодняшнюю моду на критикование власти, среди так называемой оппозиции, а уже через них льющуюся в головы молодого поколения, которое говорит что у нас все плохо и ужасно, а когда спрашиваешь, что конкретно им не нравится и, что они предлагают для изменения ситуации, то ответить им на это нечего. Как говорится "Чего в голове нет, того к ушам не пришьёшь. "

Кризис капитализма.

Движение ударников , одна из форм социалистического соревнования за повышение производительности труда и совершенствование процесса пр-ва. Д. у. зародилось в сер. 1920-х гг., с созданием передовыми рабочими ударных групп, затем бригад на пром. предпр. Москвы, Ленинграда, Донбасса; на Урале — на Лысьвенском металлург, з-де (Пермская обл.) и Златоуст, механич. (позднее маши-ностр. з-д им. В. И. Ленина) з-де. Первая в Златоусте ударная коме.-молодежная бригада в составе П. Дударова, В. Кузнецова, Ф. Носы-рева, А. Шляхтина под рук-вом В. М. Симонова начала действовать в 1926; ее чл. были почет. гостями 8-го съезда ВЛКСМ. Первонач. в период восстановления и рек-ции нар. х-ва перевыполнение производств, заданий достигалось гл. обр. путем интенсификации, внедрения простейших элементов науч. организации труда. Д. у. быстро становилось массовым: в кон. 1928 на предпр. Златоуст, округа Уральской области было ок. 50 ударных бригад, на механич. з-де ударники составляли 90% рабочих. В апр. 1929 было опубл. обращение Всесоюз. конф. ВКП(б), посв. организации социалист. соревнования за выполнение 1-го пятилетнего плана (1929—32), в к-ром указывалось, что «ударные бригады, созданные на предприятиях и в учреждениях, являются продолжателями лучших традиций коммунистических субботников». В 1929 в Чел. округе Урал. обл. насчитывалось 74 ударные бригады, в 1930 только на сооружении ЧТЗ работало 124 бригады, объединивших св. 1/4 всех строителей. В дек. 1929 состоялся 1-й Всесоюз. съезд ударников. Глава урал. делегации Рябов в рапорте съезду доложил, что Златоуст, механич. з-д выполнил год. производств, программу на 107%, производительность труда повысилась на 26,8%, валовой оборот продукции — на 38%, себестоимость продукции снизилась на 6,7%. В янв. 1930 Златоуст, механич. з-д объявил себя ударным, по итогам Урал. обл. конкурса предпр. был награжден боевым знаменем Союза Кр. фронтовиков Германии. С развитием Д. у. возникли мн. патриотич. почины: встречный план, хозрасчетные и сквозные бригады, т. н. батальоны ЭСП (энтузиастов социалист, пром-сти) и др., получившие широкое распространение на новостройках первых 5-леток. В урал. «Красную книгу» занесены имена передовиков южноурал. новостроек: Ф. Капралова, Б. Фельдмана, С. Фролова (ЧТЗ); И. Н. Зыбарева, Г. М. Панкова, В. Ф. Рубцова (ЧЭМК); X. Галиуллина (ММК); И. А. Балыкина и О. Ф. Парфеновой (ЧГРЭС). За само-отверж. труд на стр-ве ЧТЗ были награждены орд. Ленина бригадиры бетонщиков (И. В. Монахов) и плотников (А. Т. Першин); на сооружении ферросплавного з-да (ныне ЧЭМК) — каменщик П. А. Шакурин и монтажник А. С. Ермолаев. В марте 1931 ударной комc. стройкой (см. Комсомольские стройки) было объявлено сооружение домны № 2 на ММК, в 1932 ударной молодежной стройкой — ЧТЗ. Коме, орг-ция Челябтракторостроя за само-отверж. труд была награждена Почет. грамотой ударника 5-летки. В годы 2-й пятилетки (1933—37) возникло стахановское движение. В период Вел. Отеч. войны получили распространение новые формы ударничества: движение двухсотникову многостаночников, тысячникову комсомольско-молодёжных бригаду фронтовых бригад и др. Участие чл. ударных бригад в движении изобретателей и рационализаторов способствовало ускорению темпов науч.-техн. прогресса. С кон. 1950-х гг. на повышение производительности труда и эффективности пр-ва было направлено движение за коммунистическое отношение к труду.