Сироты до Путина или сколько сирот в России. Забота о детях сиротах в годы отечественной войны Истории усыновления детей в годы вов

История / 2. Общая история

К.ист.н., доцент Г.И. Александрова,

к.ист.н., доцент В.Н. Александров

Мелитопольский государственный педагогический университет

имени Богдана Хмельницкого, Украина

ВСЕНАРОДНАЯ ЗАБОТА О ДЕТЯХ-СИРОТАХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В современных условиях, когда сняты идеологические ограничения и расширилась источниковедческая база в изучении исторических проблем, сложилась возможность по-новому взглянуть на проблему патриотизма, социального единства общества и дружбы народов в годы Великой Отечественной войны. К необходимости глубокого осмысления этой темы подталкивает нас жестокая реальность сегодняшней жизни и нарастание социальных и национальных конфликтов. Часть политиков призывают сограждан к единству, дружбе народов, прикрывая этим понятием националистические, а порой и шовинистические цели.

Минувшая война провела линию раздела между демократией и фашизмом, гуманизмом и бесчеловечностью, сблизила многие народы, заставила их подняться над существенными разногласиями во имя достижения общечеловеческих ценностей. Это имеет непреходящее значение и на современном этапе. Убедительным свидетельством социального единства советского народа, дружбы народов разных национальностей, подлинного гуманизма и патриотизма явилась всенародная забота о детях, оставшихся без родителей в годы войны.

Многие проблемы Великой Отечественной войны уже глубоко и всесторонне исследованы. Однако такая проблема как защита подрастающего поколения в годы минувшей войны изучена еще недостаточно. Исследование и обобщение опыта борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы минувшей войны необходимы и для правильного анализа современной проблемы детской беспризорности, работы детских учреждений и проблем воспитания нынешнего подрастающего поколения.

В научных работах Гриценко Т.Т., Севрюк В.И., Заднепровской Л.Д., Наумовой А.Г., Симонцевой E.H., Синицина A.M. раскрыты отдельные аспекты этой проблемы. В современной историографии Великой Отечественной войны еще не создано обобщающего труда, в котором бы в масштабах многонациональной страны в комплексе была бы проанализирована сложная картина эвакуации, устройства, обеспечения детей, развитие сети детских учреждений, обучение, воспитание и трудоустройство эвакуированных и осиротевших детей. Автор ставит своей целью расширить сведения о процессе эвакуации детского населения в тыловые районы и создании сети детских учреждений в годы войны.

С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны жизни подрастающего поколения приобрела особое значение. В стране была разработана широкая программа спасения детей, оставшихся без родителей, которая стала частью хозяйственно-организаторской работы правительства. Важной составной частью этой программы была эвакуация детских учреждений и организованных групп детей в тыловые районы страны. В числе первых эвакуировались детдома, интернаты и детсады. Процесс эвакуации проходил в сложных условиях военной обстановки и хаотичного передвижения миллионов беженцев. Ради спасения детей люди не считались с трудностями и опасностями, работали дни и ночи, чтобы в сжатые сроки эвакуировать детей в безопасные районы страны. Советские, партийные и военные органы фронтовых и прифронтовых районов в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. «О порядке эвакуации населения в военное время» делали все возможное для отправки детей, женщин и стариков в глубокий тыл.

Для более оперативного решения задач по эвакуации гражданского населения действовали специальные органы. Из зоны военных действий эвакуация проводилась по указанию военного командования, а из прифронтовых и угрожаемых районов с разрешения Совета по эвакуации. В начале войны работу по эвакуации гражданского населения осуществляло Переселенческое Управление, а с конца сентября 1941 г. этими вопросами стало заниматься Управление по эвакуации населения. Созданное управление разрабатывало планы эвакуации людей из фронтовой и прифронтовой полосы с указанием пунктом расселения, сроков, порядка и очередности эвакуации.

Из за быстрого продвижения фашистской армии массовой эвакуации из Литвы осуществить не удалось. С начала августа 1941 г. эвакуация населения из Эстонии проходила в сложной военной обстановке и только морским путем. Немало кораблей с людьми погибло от ударов фашистской авиации. Экипаж парохода «Казахстан» под шквальным огнем врага вывез из Таллинна 3600 раненых, детей и женщин. В целом из Эстонской и Латвийской республик железнодорожным транспортом удалось эвакуировать около 120 тысяч женщин, детей и стариков. В первые недели войны из Одессы и Харькова было вывезено 150 тысяч женщин и детей. Все они были размещены в Сталинградской, Саратовской областях и Казахской ССР . В июне-августе 1941 г. из Киева железнодорожным транспортом было эвакуировано 335 тысяч человек. В общей сложности с Украины по неполным данным в районы тыла было вывезено более 4 млн. человек, из них половину составляли дети и подростки .

По указанию партийных органов Белоруссии в числе первых были эвакуированы ПО детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 спецшколы и 3 санатория общей численностью 14 тысяч детей. За весь период эвакуации из Белорусской ССР в тыловые районы страны было эвакуировано 1,5 млн. человек, одна треть из которых дети .

До начала блокады из Ленинграда было эвакуировано 311 тысяч детей , а из Москвы к октябрю 1941 г. - 500 тысяч ребят [ 4 ]. К концу 1942 г. на восток страны удалось вывезти 976 детдомов с более чем 107 тыс. воспитанников. Основной поток эвакуированных детей был направлен в Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Пермскую, Омскую и Новосибирскую области, Башкирскую и Татарскую АССР, Узбекскую и Казахскую ССР и Алтайский край. Так, в Омской области разместили 23 детдома и 79 интернатов, в Пермской - 105 детдомов с 5 тысячами воспитанников. В Татарской АССР - около 100 детских учреждений, в Узбекской ССР было принято и размещено более 200 тыс. детей, оставшихся без родителей .

По данным справочного бюро, работавшего при Совете по эвакуации, до февраля 1942 г. из фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в глубокий тыл разными видами транспорта около 17 млн. человек, в том числе несколько миллионов детей . Перемещение за короткие сроки и в крайне тяжелых условиях военного времени таких огромных масс населения является не только уникальным явлением в истории страны, но и свидетельством неоспоримого преимущества планового хозяйства и истинной дружбы народов СССР.

С отеческой заботой и материнской лаской встретили жители Казахстана эвакуированных детей с Украины и Белоруссии. Более 140 тыс. детей из Прибалтики и Украины были размещены в детских учреждениях Костромской, Калининской и Ярославской областей. Массовая эвакуация в тыл страны потребовала срочной организации дополнительных детских учреждений и изыскания средств ни их содержание, а также поиск, новых форм помощи осиротевшим детям.

В феврале 1942 г. газета «Правда» подчеркнула государственную важность и значимость всенародной помощи детям. На страницах газеты отмечалось, что разрушенные города можно отстроить заново, можно восстановить фабрики и заводы, но трудно будет вернуть к нормальной жизни искалеченные беспризорностью и сиротством детские сердца. Трудно залечить душевные раны ребенка, на глазах у которого фашисты повесили отца или замучили мать. Важную роль в системе мер по мобилизации государственных органов и средств, сил общественности на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью сыграло Постановление правительства СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», принятое в январе 1942 г. В соответствии с требованиями данного постановления были изданы приказы всеми народными комиссариатами союзных и автономных республик, на местах созданы специализированные комиссии по устройству детей, потерявших родителей. В состав комиссий входили руководители отделов народного образования, здравоохранения, милиции, председатели советских, партийных и комсомольских организаций. Советское государство в суровых условиях войны нашло возможным выделить сотни миллионов рублей на устройство и воспитание осиротевших детей. За годы войны более миллиона детей, оставшихся без родителей, нуждались в такой государственной помощи.

За первые два года войны резко увеличилось в тыловых областях количество созданных государственных детдомов и интернатов, колхозных и межколхозных детдомов, домов, созданных на средства рабочих фабрик и заводов и комсомольских организаций. Так, к сентябрю 1943 г. сеть интернатов и детдомов Ярославской области выросла в 12 раз, составив 302 детских учреждения, в Ивановской области - в пять раз (104 детдома). Более чем в два раза выросла сеть детских учреждений в Калининской, Саратовской, Пермской областях, в Туркмении, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и Казахстане.

После освобождения Украины от фашистов в республике была проведена большая работа по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям. В УССР в конце 1944 г. возобновили работу 69 домов ребенка, 515 детсадов, 1477 яслей на 881 тыс. детей. К середине 1945 г. в республике было выявлено и поставлено на учет 162 тыс. сирот и 1166 тыс. полусирот. К концу войны на территории Украины действовал 191 детский дом . Воспитатели детских учреждений заботились о сохранении морального и физического здоровья детей. Решением правительства страны нормы снабжения детей детдомов были приравнены к нормам продуктов, выдаваемых рабочих и служащим.

В целом, к концу войны на территории СССР работало 6 тыс. детдомов, что на 4340 больше, чем в довоенный период. Поистине отеческую заботу о детях, оставшихся без родителей, проявили советские граждане. Их личная инициатива привела к развитию таких эффективных форм общественной помощи детям, как создание инициативных детдомов, патронат, опека, усыновление, шефство над детскими учреждениями, создание продовольственных фондов, сбор вещей. Эти формы общественной помощи носили массовый характер. К 1945 г. общественность страны шефствовала над 2919 детдомами. А около 350 тыс. детей были взяты на воспитание в семьи трудящихся .

Патриотическое движение за оказание помощи детям, потерявших родителей, носила в годы войны поистине всенародный характер. Военное лихолетье оставило без родителей более миллиона детей. Однако на их спасение встали советское государство, простые граждане разных национальностей и не допустили разгула массовой беспризорности и безнадзорности детей. Социальная политика советского государства способствовала сохранению и воспитанию подрастающего поколения, оставшегося без родителей в годы войны. Опыт, накопленный в военные годы по преодолению детской беспризорности и безнадзорности, формы и методы шефской помощи, вклад общественности в решение этой сложной социальной проблемы может быть интересным в решении современной проблемы роста детской беспризорности и безнадзорности.

Литература :

1. ЛихомановМ.И.,ПозинаЛ.Т.ПартийноеруководствоэвакуациейвпервыйпериодВеликой Отечественной войны. – Л., 1985, С. 14-16.

2. Очерки истории Коммунистической партии Белоруссии. – Минск, 4.2. 1967, С. 307.

3. Уродков С.А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг. – Л., 1958, С. 36.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 гг. В 6 тт., Т.2. – М. : Воениздат, С. 546.

5. Севрюк В.А. Всенародная забота трудящихся Узбекистана об эвакуированных детях в годы Великой Отечественной войны. – Самарканд, 1968, С.116.

6. Военно-исторический журнал. – 1963. – № 2, С. 115.

7. Галаган В.Я., Кочерга Л.К. Деятельность женщин Украины по укреплению единства фронта и тыла в годы второй мировой войны // Победа, достигнутая единством народа. – С.-Петербург, 1994, С. 92.

8. Синицин A.M. Всенародная помощь фронту. – М., Воениздат. 1975, С. 323.


Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет. Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей - меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы. Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками. После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен. Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки. Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля. Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу "удочку" в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов - пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате. И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную - опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали "фюрер", боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо. Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара. Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы. Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу. Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный "фюрер". Был примерно второй час ночи, "фюрер" поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок. Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью "Таня" о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы "фюрера", Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру. Но мы выдержали это наказание от нашего "воспитателя".
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях. Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале "Работница." Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом - в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь. Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.


В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех […]

В одном женском монастыре выбирали игуменью. Старая игуменья умерла, а новую надо было выбрать самим сестрам. Были предложены кандидатуры трех монахинь, которые, по мнению сестер, достойны были занять место игуменьи.

– Никому не скажешь, чего открою тебе?
– Никому, – отвечает сестра.
– Слушай, игуменья будет та, – сказал он тихо, – которая будет иметь один голос.
– Как так? – удивилась сестра.
– Вот увидишь, – сказал старец и пошел в свою келию.

Действительно, когда подсчитали голоса, то оказалось, что за двух сестер было подано по 50 голосов, то есть поровну, а за третью – всего один голос. Не зная, что теперь делать, сестры решили вынуть жребий. Они написали три бумажки с именами прежних кандидаток, положили их в клобук и попросили маленькую девочку вынуть одну бумажку.

И что вы думаете?

Девочка вынула бумажку с именем сестры,
получившей на выборах всего один голос.

Вот как действует и избирает Бог. Люди избирают человека в большинстве случаев по внешним качествам, они смотрят на лицо, Бог избирает по внутренним качествам, Бог зрит на сердце человека.
Так не смущайся, раб Христов, когда ты видишь, что тебя никто не защищает из людей. И ты сам не старайся искать себе сторонников, которые бы за тебя заступились в трудную минуту.

Но ищи себе опоры в Боге. Он Один постоит за тебя в правом деле твоем, и, если еще медлит заступиться за тебя, ты все равно верь, что окончательная победа будет за тобой, хотя и никто из людей тебя не поддерживал бы.

И вот эта игуменья, которую выбрал «один голос», потом творила великие добрые дела. Так, например, в последнюю (Великую Отечественную. – Примеч. ред.) войну она со своими сестрами спасла более трехсот малых детей. Эти малютки были силой отняты у матерей гитлеровцами, которые хотели увезти их в Германию. Однако им этого не удалось сделать. Советские войска перешли в наступление, и гитлеровцы бросили детей на одном из глухих полустанков Украины. Была зима, суровые морозы. Жители все скрывались по лесам, и дети мерзли и умирали от голода.

Игуменье, которую звали Павлина, кто-то сказал, что в тридцати километрах от монастыря погибают дети.

Недолго думая, мать Павлина с сестрами обители взяла провизию и отправилась пешком к полустанку. Каждую минуту могли нагрянуть немцы и убить сестер, но они шли и шли, не обращая внимания на опасность. Когда они добрались до эшелона, в котором были дети, то ужаснулись: ребятишки кричали и плакали, зовя на помощь своих мам.

Те, которые побольше, вылезли наружу, рваные и голодные. Они замерзли на снегу, не имея сил забраться в вагоны. А малые детишки, лет четырех-шести, не вылезали из вагона. Они от голода и холода умирали на дощатых нарах, лежа на сырой и грязной соломе. На весь длинный эшелон слышались одни вопли, плач и стоны умирающих детей.

Мать Павлина со своими сестрами поспешила к ним на помощь. «Мама! Мама! Милая мама!» – закричали в один голос дети, увидев сестер, подбежавших к вагонам. Какая же радость, растворенная плачем, посетила души этих малых страдальцев, когда увидели они ласковые лица сестер и принесенные им хлеб и продукты. Дети плакали, особенно девочки, они обнимали и целовали монахинь, видя их материнскую заботу. Плакали и сестры, сочувствуя горю несчастных детей, брошенных на произвол судьбы.

Сестры всех накормили, приласкали и повели детей в свой монастырь. Тех, которые не могли идти, несли на руках. С большим трудом добрались они до своей обители, приютили детей, где только могли, в своих убогих помещениях, помыли их, одели и затем воспитывали их у себя с материнской заботой и любовью.

Кончилась война. Дети были переведены в детские дома и приюты разных городов. Сколько было слез и плача при расставании! Многие дети совсем не хотели уходить из монастыря, полюбив сестер своими детскими благодарными сердцами.

Прошло несколько лет. В монастырь стали поступать письма благодарности от взрослых ребят и девушек. Они уже учились в вузах, многие из них стали инженерами, техниками, врачами. И мать Павлина, получая эти письма, радовалась со своими сестрами и благодарила Бога, что Господь помог им сотворить такое доброе дело”.

Найдено в Интернете.

Вконтакте

Пожалуй, нет ничего печальнее, чем детство во время войны. Боль. Скорбь. Отчаянье. Страх. Что пережили мальчишки и девчонки в сороковые-пороховые, нам и не снилось в самых жутких кошмарах. И хорошо, если после всех этих ужасов с тобой рядом остаются мама и папа. Но если война забрала самых дорогих и нужных людей...

Дети-сироты той кровопролитной войны — особая категория людей. Какова же была их судьба и отношение к ним властей?

В источниках встречаются разные данные по количеству послевоенных детей-сирот в СССР. Чаще всего звучит цифра 680 тысяч. Вдумайтесь только! За каждым из них стоит сломанная судьба и большая трагедия.

Как и после Гражданской войны, детская беспризорность и безнадзорность вновь стала общенациональной проблемой, но как-то не укладывается в голове тот факт, что в годы Великой Отечественной войны беспризорных детей реально не было. Об этом говорят свидетели тех лет.

После великого перелома в 1943-м, когда фашистская армия покатилась на запад, руководство Советского Союза в августе того же года выпустило постановление об организации на освобожденных территориях суворовских, нахимовских и специальных ремесленных училищ с повышенными нормами содержания детей и обучения их лучшим военным и гражданским профессиям с обязательной тогда семилеткой.

Тогда оставшихся без родителей детей собирали на улицах и в развалинах разрушенных городов комендантские патрули и направляли в военкоматы. Дальше судьба ребятишек была определена. Вскоре они уже щеголяли в новенькой военной, морской или ремесленной форме. То есть у воюющей и наполовину разрушенной страны деньги для детства находились!

К концу 1945 года только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 сиротских приютов, в них воспитывались 17 тысяч детей. Кроме того, получило широкое распространение создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, а также прежней доблестной милиции. Вот и подтверждающие сей факт цифры: комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4 тысячи детских домов содержалось за счет колхозов.

Однако и это еще не все. В военные и послевоенные годы возродилась практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941—1945 годы было взято под опеку и патронирование 270 тысяч детей-сирот.

В 1950 году в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тысячи человек. В 1958-м — 4034 детских дома с 375,1 тысячи детей. И вот наконец в 1956 году по решению правительства стали создаваться школы-интернаты.

И как бы ни было трудно, важно то, что сироты не остались брошенными на произвол судьбы. Государство заботу о них взяло на себя. Полностью. Да, не все попали в детдома. Оставались и беспризорники, но по большей части те, кто не хотел идти в эти учреждения.

Сегодняшняя же картина с беспризорниками пугает, хотя и живем мы в мирное в общем-то время. В каждом городе и поселке мы встречам оборванных, грязных и истощавших ребятишек. И не всегда они оказываются сиротами, многих заставляют попрошайничать собственные родители. Они просто не могут накормить и одеть ребенка в нынешних условиях. Кто поможет? Никто. Подачки от государства в виде пособий не спасают. Ну а если родителей нет, то совсем плохо. Большая часть детских домов закрылась, содержать их невыгодно — сироты вообще невыгодны, им же надо путевку в жизнь дать в виде жилья и образования. Вот такая печаль современности...

Галина Аникеева.

В тюрьму - за полтора килограмма картошки

В 1920-е - 1940-е гг. под беспризорностью понималось "отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения" 1 . Безнадзорностью считалось отсутствие родительского контроля за поведением ребенка, его учебой, досугом. В довоенные годы знаковым стало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" от 31 мая 1935 г. В военные годы ситуация резко обострилась, власти отреагировали сначала постановлением ЦК ВЛКСМ "О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью" (7 августа 1942 г.), а затем постановлением СНК СССР "Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством" (15 июня 1943 г.).

Во исполнение поставленных в этих документах задач в составе НКВД СССР, УНКВД краев и областей, в союзных и автономных республиках приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. были созданы отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1943 г. в стране уже насчитывалось более 700 детских комнат привода (туда доставляли задержанных на улице за бродяжничество и правонарушения детей), к концу войны комнат было более тысячи.

Масштаб проблемы был огромным. В Центральном военно-справочном детском столе в Бугуруслане к моменту окончания войны было поставлено на учет около 2,5 млн детей, оставшихся без попечения родителей. В эту цифру, заметим, "не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий" 2 .

Переполненные детские приемники-распределители не справлялись со своими задачами, мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому ребят часто выпускали под подписку о невыезде, и они снова бродяжничали. Зачастую только после многократного задержания беспризорников удавалось пристроить: в лучшем случае - в детские дома, в худшем - в колонии для несовершеннолетних. Первое место среди совершенных ими преступлений занимали кражи. "Судебно-следственные органы выносили голодным и бездомным подросткам самые суровые приговоры за мелкое воровство. Так, И. Бабич (1930 г.р.) и Ю. Садовский (1931 г.р.) были осуждены в ноябре 1945 года один за кражу 1,5 кг картошки, другой - 1,5 кг сахара. Т. Пшеничнова (1929 г.р.) в декабре 1945 года за кражу 4 кг картошки с колхозного поля, П. Иващенко (1930 г.р.) за то, что собрал на железнодорожных путях 5 кг угля" 3 .

Но даже те дети, которых удавалось устроить в детские дома, часто сбегали оттуда из-за невыносимых условий проживания, и все начиналось сначала. Центральный детский приемник-распределитель (ДПР), располагавшийся в московском Даниловском монастыре, был плохо оснащен - не хватало мебели, обуви, одежды, из-за чего дети часто спали на полу и не могли выходить на прогулку. Доходило до совсем печальных и абсурдных ситуаций. Сотрудники ДПР обязаны были выдавать изъятым с улицы детям нательную и верхнюю одежду. Но поскольку ее не хватало, то, эвакуировав детей в детские дома, у них забирали одежду и возвращали ее обратно в ДПР даже зимой, оставляя детей в нижнем белье или лохмотьях.

Остро стояла проблема беспризорников и в Горьковской области. Бюро горкома ВКП(б) г. Горького приняло весной 1946 г. целый ряд решений 4 . Архивные документы позволяют воссоздать основные этапы борьбы с беспризорностью. На первом этапе беспризорных и безнадзорных детей нужно было выявить. Потом выяснялись причины беспризорности или безнадзорности. На завершающем этапе предпринимались меры для устранения этих причин и устройства дальнейшей судьбы детей.

Не пошли в школу из-за отсутствия одежды

Согласно "Справке о состоянии борьбы с беспризорностью и безнадзорностью по г. Горькому" 5 , в сентябре 1945 г. свыше 5000 детей школьного возраста не явилось в школу. Проводилась поквартирная проверка во всех районах с целью выявления и устранения причин, мешающих детям посещать школу. Причин оказалось немало: около 1000 учащихся были задержаны на сельхозработах; 1300 ребят не посещали школу по состоянию здоровья - им была оказана медицинская помощь, также было решено предоставить возможность вновь ходить в школу 496 детям, ранее отчисленным из школ. Многие дети не пошли в школу из-за отсутствия одежды, обуви, канцелярских принадлежностей. "Большую роль в осуществлении всевобуча и борьбе с безнадзорностью детей сыграла материальная помощь, оказанная по линии шефствующих организаций и исполкомов райсоветов нуждающимся детям - только с 1 по 25 сентября было выдано 2968 пар обуви, 200 костюмов, 145 платьев и свыше 2,5 тыс. деньгами" 6 . Часть старших подростков была трудоустроена, младшие дети направлены в детские дома, интернаты и дома дневного пребывания.

Таким образом, уже осенью победного 1945-го случаи детского нищенствования и нарушения общественного порядка на некоторое время заметно сократились, но решить проблему не удалось. 12 марта 1946 г. в решении бюро горкома ВКП(б) приводилась неутешительная статистика по беспризорности и безнадзорности в Горьком и отмечалось, что "все это явилось следствием того, что отделы народного образования, директора школ и учительство слабо ведут профилактическую работу по предупреждению безнадзорности детей, неудачно организован досуг учащихся... Городское управление и районные отделения милиции ограничиваются формальной регистрацией приводов детей и подростков, не выявляя и не анализируя действительных причин, порождающих безнадзорность... Городская комиссия по борьбе с безнадзорностью и беспризорностью детей... бездействует, неудачно работают и комиссии при райисполкомах: не занимаются трудоустройством подростков, не проявляют должной заботы о содержании детских комнат при отделениях милиции, не мобилизуют общественность для работы в них" 7 .

В документе был намечен ряд мер для исправления создавшегося положения 8 , в том числе обеспечение в каждой школе систематической работы с учащимися, организация досуга детей (спортивные секции, экскурсии, лекции, посещение кино и театров), помощь учителям в этом вопросе, массовая кружковая работа домов пионеров и других детских учреждений, шефство предприятий над детскими внешкольными учреждениями, шефство лучших комсомольцев над безнадзорными детьми, пропаганда среди родителей, организация детских комнат. Этот документ стал отправной точкой масштабных мероприятий, результат которых стал заметен в Горьком уже во второй половине марта, но был не очень стабильным: число задержанных детскими комнатами детей значительно снизилось, но уже летом снова поднялось: из них в январе 1946 г. учащиеся составили 34%, а в июне - уже 47% 9 .

В трудное послевоенное время была проведена колоссальная работа по ликвидации детской беспризорности и по ее профилактике 10 . Но слишком масштабными и сложными были причины беспризорности и безнадзорности как социального явления в непростом 1946 г., чтобы их можно было побороть с помощью официальных постановлений. Справиться с детской бедой удалось лишь спустя несколько лет, по мере налаживания послевоенной мирной жизни.

Примечания
1. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920е-1940е годы в России. Автореф. дис. ... к.и.н. Пенза, 2007.
2. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. 2000. N 3. С. 60.
3. Зезина М. Без семьи. Сироты послевоенной поры. // Родина. 2001. N 9. С. 85.
4. 12 марта "Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе", 10 мая "О плане мероприятий по работе с детьми в летний период 1946 года", 15 апреля и 24 мая "Об обслуживании пионеров и школьников города пионерскими лагерями и оздоровительными площадками летом 1946 года".
5. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196.
6. Там же. Л. 7.
7. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3100. Л. 46-47.
8. Там же. Л. 46-49.
9. ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 3196. Л. 52 Об.
10. Семина Н.В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-е-1940-е годы в России (на примере Пензенского региона). Дис. к.и.н. Пенза, 2007. С. 230.