Скачать литература второй половины 19 века. Презентация - Русская литература второй половины XIX века. Презентация на тему

Перов «Тройка». Боярыня Морозова. Обзор времени в живописи. Ярошенко «Курсистка». Перов «Проводы покойника». Писатель. Приезд гувернантки в купеческий дом. Обращение к истории. 3 этапа общественного движения. Главный герой русской литературы. Литература. Формы словесного искусства. Шишкин «Рожь». Обзор времени. Утро стрелецкой казни. Исторические границы. Театр. Музыка.

«Тест по рассказам Чехова» - Особенности диалога в пьесе «Вишнёвый сад». Характерное для чеховских пьес развитие действия. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад». Роль буржуазии. Пьеса «Вишнёвый сад». А.П.Чехов окончил Московский университет. Найдите соответствующие героям речевые характеристики. Высказывание Фирса. Укажите внесценических персонажей. Кто был главным героем произведений А.П.Чехова. «Крыжовник». Судьба России. Назовите рассказ, первым напечатавший рассказы.

«Герои «Преступления и наказания»» - Предложенные позиции. Софья Мармеладова. Внимательно прочти текст! О ком он?. Лизавета. Преступление и наказание. «Домашняя проба пера». Лужин Пётр Петрович. «Дебаты». Дуня Раскольникова. Катерина Ивановна. Пульхерия Александровна Раскольникова. Мармеладов. Алёна Ивановна. Разумихин. О ком эти фразы? Как вы их понимаете?. Конкурс капитанов. Свидригайлов Аркадий Иванович. Эпиграф урока.

«Композиция «Ионыча»» - Роль композиционного анализа художественного текста. План рассказа. Ионыч. Тематические повторы. Деловая жизнь. Роль эпизода в тексте. Учимся анализировать прозаический текст. Роль композиционных единиц. Составить хронологическую схему. Авторские позиции. Композиционные формы прозаической речи. Приёмы композиционного анализа. Композиция художественного произведения. Типы композиции. Составить простой план рассказа.

«Жанр молитвы у Лермонтова» - Скучные песни земли. Молитва «Отче наш». Варвара Александровна Бахметева. Благодарность. Прозрачный сумрак. Воскресенье. Не обвиняй меня, всесильный. Ветка Палестины. Ландыш серебристый. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. Комический пафос стихотворения. Задания к стихотворению "Благодарность". Молодость. В минуту жизни трудную. Мир земной. Стихотворение. Ангел. Лирический герой. Задания к стихотворению "Молитва".

«Мой любимый поэт» - Чужая страна. Мой любимый национальный поэт. Рубайят. Встречай рассвет и закат. Принципы художественного перевода. Стихотворный размер. Цель всего творенья – мы. Герман Плисецкий. Стиль Блока. Армянский поэт и прозаик. Хайям. Светоч мысли. Поэт Исаакян. Мировая слава поэта. Пятистопный ямб. Свет и тьма. Дай коснуться, любимая, прядей густых. Рубаи. Величественный мавзолей. Сборник стихов «Песни и раны».

РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев. «Стихи – всегда исповедь…» В. Брюсов

Геращенко Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

г. Краснодар

ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

День рождения: 19.06.1786 года

Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

Дата смерти: 23.02.1880 года

Место смерти: Тверь, Россия

Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.

Семья Ф.И. Глинки

Глинка Авдотья Павловна - поэтесса. Жена с 1831 года Ф.Н. Глинки.

Глинка Сергей Николаевич – русский писатель, журналист. Брат Ф.Н. Глинки.

АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

День рождения: 13.05.1804 года

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 23.09.1860 года

Место смерти: с.Ивановское, Россия

Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.

Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель господского дома

Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы

КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

День рождения: 10.07.1807 года

Место рождения: Ярославль, Россия

Дата смерти: 1893 год

Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.

Спасибо вам! и это слово

Будь вам всегдашний мой привет!

Спасибо вам за то, что снова

Я поняла, что я поэт;

За все, что вдруг мне грудь согрело,

За счастье предаваться снам,

За трепет дум, за жажду дела,

За жизнь души - спасибо вам!

Алексей Васильевич Кольцов

День рождения: 03.10.1809 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Дата смерти: 29.10.1842 года

Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.

Отец А.В.Кольцова - Василий Петрович Кольцов

Мать А.В.Кольцова - Прасковья Ивановна Кольцова (урождённая Переславцева)

Семья А.В. Кольцова

НИКолай платонович огарев

День рождения: 24.11.1813 года

Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

Дата смерти: 31.05.1877 года

Место смерти: Лондон, Россия

На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.

Труды Н.П. Огарева

Задания для самостоятельной работы. 1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. 2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались. 3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему? 4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века. Задания для самостоятельной работы 4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»? 5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова? 6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением? 7. В чём необычность лирики Федора Глинки? 8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35681/Глинка
  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_sn.html
  • http://images.rambler.ru/search?quer
  • http://drevo-info.ru/articles/16406.html
  • http://100v.com.ua/ru/Pavlova-Karolina-Karlovna-person
  • http://slovo.ws/bio/rus/Ogarev_Nikolai_Platonovich/

Слайд 2

Русская литература второй половины XIX века.«ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»

  • Слайд 3

    Историческая ситуация.РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:

    крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г. Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса. Способствовали развитию капитализма.

    Слайд 4

    Историческая ситуация.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:

    абсолютное падение производства недогрузка производственных мощностей рост безработицы нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах

    Слайд 5

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг(Восточная война)

    Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.

    Слайд 6

    КРЫМСКАЯ ВОЙНА

  • Слайд 7

    Историческая ситуация.ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:

    Основная цель: споры о путях развития России.

    Слайд 8

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ЗАПАДНИКИ

    Сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество. Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».

    Слайд 9

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:СЛАВЯНОФИЛЫ

    Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.

    Слайд 10

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:НАРОДНИКИ

    Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.

    Слайд 11

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ПОЧВЕННИКИ

    Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».

    Слайд 12

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:ТОЛСТОВЦЫ

    Проповедовали на основе учения Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.

    Слайд 13

    Философия Западной Европы

    ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих немецкий философ, представитель философии жизни. В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

    Слайд 14

    Литературно – художественныенаправления

    Вторая половина XIX века: РЕАЛИЗМ Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

    Слайд 15

    Конец века: - кризис позитивистского миропонимания; -утрата веры в общественный прогресс; -интерес к подсознательному; НАТУРАЛИЗМ 1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. 2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы. ИМПРЕССИОНИЗМ Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Слайд 16

    ПРОЗА

    Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

    Слайд 17

    Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов

    Слайд 18

    ДРАМАТУРГИЯ

    Жанры и направления драматургии. Вторая половина 19 века: -сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин -историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой -водевили –В.А.Крылов -психологическая драма -народная комедия - А.Н.Островский -стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов

    Слайд 19

    ПОЭЗИЯ

    Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

    Слайд 20

    Основные направления: Конец XIX века: импрессионизм символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии». Д.С.Мережковский

    Посмотреть все слайды

    РУССКИЕ ПОЭТЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века Ф. Глинка, А. Хомяков, К. Павлова, А. Кольцов, Н. Огарев.

    «Стихи – всегда исповедь…»

    Геращенко Марина Владимировна,

    учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

    г. Краснодар


    ФЕДОР НикОЛАЕВИЧ ГлинкА

    День рождения: 19.06.1786 года

    Место рождения: с. Сутоки, Смоленская губерния, Россия

    Дата смерти: 23.02.1880 года

    Место смерти: Тверь, Россия

    Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.


    • И вот: два я во мне, как тигр со львом,
    • Проснулися и бьются друг со другом;
    • И я в борьбе расслаб, отяжелел,
    • И плоть моя сгустилася во мне...
    • Я тяжесть тела слышу на себе,
    • И чувствую, что я хожу под ношей,
    • И чувствую... Земля влечет меня,
    • Сося в себя, как змей, свою добычу:
    • Я, с каждым днем, врастаю больше в землю,
    • Пока совсем зароюся землей...
    • И слышно мне: вкушенья острый яд,
    • Как тонкое начало разрушенья,
    • Из кости в кость, из жилы в жилу ходит
    • И изменяет весь состав мой прежний.
    • Нетленья сын, я обрастаю тленьем:
    • Чувствительность под чувственностью стонет,
    • И на живом ношу я мертвеца!!.
    • 1840-1850-е

    АЛЕКСЕЙ СТЕПаНОВИЧ ХОМЯКОВ

    День рождения: 13.05.1804 года

    Место рождения: Москва, Россия

    Дата смерти: 23.09.1860 года

    Место смерти: с.Ивановское, Россия

    Хомяков – не из пушкинской плеяды, но из пушкинской эпохи. Из пушкинского окружения и, что еще важнее, – из той же дворянской культуры русского «золотого века». Что это подразумевает? Родовитость, образованность, отвагу, свободу.


    «Ударил час, прощайте, други...»

    Быть может, не венец лавровый,

    Кровавый мне готовится венец,

    Но над тобою, рок суровый,

    И там, как здесь, возносится певец, -

    И там, как здесь, в последнее мгновенье

    Спокойно улыбнулся я.

    Мне явятся веселые виденья,

    Мне явятся далекие друзья.

    А вы!.. забудете ль поэта?

    В роскошной, южной стороне,

    В столице шумной, в вихре света,

    Друзья! вздохнете ль обо мне?

    [Конец апреля 1828]

    Ударил час, прощайте, други!

    Мне предстоит далекий путь.

    С кем мне теперь делить мои досуги?

    При ком свободно мне вздохнуть?

    Пусть весел светлый край Дуная

    И веселы кровавые бои;

    Но верьте мне, там образ рая,

    Где с вами я, друзья мои!

    Надолго я расстанусь с вами;

    Но под рущукскими стенами,

    На поле битвы роковой,

    Под ставкою, под знаменами,

    В мечтах вы будете со мной.


    КАРОЛИНА КАРЛОВНА ПАВЛОВА

    День рождения: 10.07.1807 года

    Место рождения: Ярославль, Россия

    Дата смерти: 1893 год

    Русская поэтесса, переводчица, жена писателя Н. Ф. Павлова. Урожденная Яниш (1810 - 94). Дочь профессора, Павлова получила блестящее домашнее воспитание и рано обратила на себя внимание литературного мира.


    Сфинкс

    • Эдипа сфинкс, увы! он пилигрима
    • И ныне ждет на жизненном пути,
    • Ему в глаза глядит неумолимо
    • И никому он не дает пройти.
    • Как в старину, и нам, потомкам поздним,
    • Он, пагубный, является теперь,
    • Сфинкс бытия, с одним вопросом грозным,
    • Полукрасавица и полузверь.
    • И кто из нас, в себя напрасно веря,
    • Не разрешил загадки роковой,
    • Кто духом пал, того ждут когти зверя
    • Наместо уст богини молодой.
    • И путь кругом облит людскою кровью,
    • Костями вся усеяна страна...
    • И к сфинксу вновь, с таинственной любовью,
    • Уже идут другие племена.

    Алексей Васильевич Кольцов

    День рождения: 03.10.1809 года

    Место рождения: Воронеж, Россия

    Дата смерти: 29.10.1842 года

    Знаменитый народный поэт. Родился в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Кольцов воспроизвел народный быт и внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии.


    Молитва

    На крест, на могилу,

    На небо, на землю,

    На точку начала

    И цели творений

    Творец всемогущий

    Накинул завесу,

    Наложил печать -

    Печать та навеки,

    Ее не расторгнут

    Миры, разрушаясь,

    Огонь не растопит,

    Не смоет вода!..

    Прости ж мне, спаситель!

    Слезу моей грешной

    Вечерней молитвы:

    Во тьме она светит

    Любовью к тебе...

    1836, степь гр. Орловой

    Спаситель, спаситель!

    Чиста моя вера,

    Как пламя молитвы!

    Но, боже, и вере

    Могила темна!

    Что слух мой заменит?

    Потухшие очи?

    Глубокое чувство

    Остывшего сердца?

    Что будет жизнь духа

    Без этого сердца?


    НИКолай платонович огарев

    День рождения: 24.11.1813 года

    Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

    Дата смерти: 31.05.1877 года

    Место смерти: Лондон, Россия

    На местном материале написаны поэмы «Юмор», «Зимний путь», «Господин», стихотворения «Деревня», «Кабак», «Деревенский сторож», «Дорога». В Пензенской губернии проходит и действие антикрепостнической повести «Гулевой». Полиция по-прежнему следила за каждым шагом опального поэта.


    Проклясть бы мог свою судьбу,…

    Проклясть бы мог свою судьбу,

    Кто весь свой век, как жалкий нищий,

    Вел бесконечную борьбу

    Из-за куска вседневной пищи;

    Кто в ветхом рубище встречал

    Зимы суровые морозы,

    Кто в отупеньи забывал

    Пролить над милым прахом слезы.

    Не слушал томно при луне

    Ни шум ручья, ни звук свирели,

    А ждал в печальной тишине

    Пустого дня под свист метели;

    Кто ликований и пиров

    Не знал на жизненном просторе,

    Не ведал сладкой грусти снов,

    А знал одно сухое горе.

    Но много сносит человек

    Средь жажды жить неутолимой,

    И как бы жалок ни был век -

    Страшит конец неотразимый!..


    Задания для самостоятельной работы.

    1. Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века.

    2. Определите основные особенности русской поэзии, перечислите круг тем и проблем, к которым они обращались.

    3. Кого из поэтов второй половины XIX века вы можете назвать богоискателями и почему?

    4. Попробуйте, используя цитаты из стихотворений разных поэтов, описать мир русской поэзии середины – конца XIX века.


    Задания для самостоятельной работы

    4. Согласны ли вы с определение поэзии Каролины Павловой как «мотыльковой»?

    5. Гармоничен или дисгармоничен в своей основе мир героев Алексея Кольцова?

    6. Почему Николая Огарева называют продолжателем традиций Лермонтова? Согласны ли вы с этим определением?

    7. В чём необычность лирики Федора Глинки?

    8. Идеалы славянофильства в стихотворениях Федора Хомякова.