Самоанализ. Самооанализ профессиональной деятельности учителя Самоанализ психология пример

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.

Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Самоконтроль Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
Самодиагностика Невладение навыками проведения диагностики Умение определять

проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Осознание затруднений слабо выражена осознанность затруднений Осознание результатов деятельности Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Самооценка Слабо развитые навыки самооценки Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

    спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;

  • осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат;
  • выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.

После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три параметра:

Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем

Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

Опыт решаемых на сегодняшний день проблем

Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.

Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности

Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.

Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

“Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)

Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога

ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)

разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним;

факультативы;

методические разработки, рефераты, пособия;

подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях;

кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);

работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;

практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;

учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);

другие события за истекшие три года

Общий вывод:

(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)

Программа самоанализа затруднений деятельности учителя

Вид затруднения в практической деятельности учителя

Затруднения в планировании работы

1 Тематическое планирование
2 Поурочное планирование
3 Планирование внеурочной работы по предмету
4 Планирование самообразования

Затруднения в деятельности

1 Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями
2 Использование разнообразных форм работы на уроке
3 Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока
4 Проведение практических, лабораторных работ
5 Формирование навыков учебного труда
6 Повышение мотивации к учению
7 Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения
8 Организация внеурочной работы по предмету
9 Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе
10 Организация занятий по методике уровневой дифференциации
11 Реализация образовательных стандартов

Затруднения в контроле деятельности

1 Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся
2 Самоанализ деятельности учителя
3 Составление мониторинга обученности по предмету
4 Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы
5 Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику

Сегодня наткнулся на один из доступных вариантов проводения самоанализа. Не случайно наткнулся. Случайностей не бывает, тем более, что совсем не давно заниматься самоанализом советовал Михаил Анатольевич Цветков на своем семинаре по бизнесу. На первый взгляд этот метод довольно просто и понятный. Разумеется, принимать самоанализ как универсальный ключ к познанию себя не стоит, У этого метода есть свои ограничения и недостатки. Но помочь желающим копнуть глубже и увидеть себя и свои потаённые подсознательные внутренности в другом свете методу вполне по силам.

В следующих постах планирую отвечать на вопросы, представленные тут по частям, но честно перед собой в первую очередь.

В этом варианте предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое возможно посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса. По негласной договорённости, толстую тетрадь и прочую кучу барахла мне заменит мой ЖЖ. Итак, поехали!

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое .Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность. Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

В конечном итоге ты - это тот человек, с которым тебе придется жить от рождения и до самой смерти. Поэтому глупо противиться желанию узнать все о себе. Это как покупать автомобиль, не проверив предварительно его состояние. А после, за весь срок службы, ни разу не пройти техосмотр, надеясь на чудо или мнение окружающих, которым как бы виднее, как этим автомобилем управлять и какой у него потенциал.

Понять себя - естественное для человека желание. Понимание себя, причин своих мыслей и поступков помогает человеку лучше воспринимать окружающих и находиться в гармонии с внешним миром.

Профессор

Самоанализ - это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле. Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно.

Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор - никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.

У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.

Определение

Самоанализ - это анализ собственных переживаний, поступков, размышлений и потребностей. Человек изнутри познает глубины собственной психики и свой внутренний мир. Сегодня самоанализ является неотъемлемой частью психотерапевтической и психологической работы. Благодаря этому процессу удается рассмотреть различные виды неврозов и психологических травм.

Очень часто человеческая память отказывается принимать и воспроизводить травмирующие факторы прошлого. Вот только апатия, тоска и общее недовольство жизнью начинают давить на человека со всех сторон. Так психика реагирует на событие, с которым индивид не в состоянии справиться. В результате психика разделяется на две части, одна из которых переходит в «замороженное» состояние, а другая пытается выжить. И все бы ничего, но со временем начнут проявлять себя психосоматические расстройства, а появившаяся вдруг из ниоткуда депрессия загонит в тупик.

Чтобы вернуться к нормальному образу жизни, нужно прорабатывать старые травмы и даже вполне безобидные ситуации, после которых могли остаться неприятные ощущения. Именно здесь на первое место выходит самоанализ.

Применение самоанализа

Самоанализ - это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.

Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.

Задачи

Перед каждым человеком, решившимся посетить занятия самоанализа, стоит ряд определенных задач:

  1. Выражать себя как можно полнее и искреннее.
  2. Попытаться понять бессознательные движущие силы и то, как они влияют на жизнь.
  3. Научиться менять установки, что нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Очень часто человек сталкивается с ситуациями, которые вынуждают его делать то, чего он в конкретный момент не хочет. Например, нередко можно столкнуться с эпизодом, когда человек поддался уговорам друзей и идет с ними в кино, хотя на самом деле он в этот конкретный момент хочет почитать книгу. Одно дело, если он пообещал пойти в кино - свои обещания нужно выполнять, об этом говорят даже гуру психиатрии. И совсем другое, когда человек идет на поводу желаний других людей. В этом случае он отказывается от себя, своих чувств и желаний, что в конечном итоге может превратиться в очередное психосоматическое расстройство.

Цели

Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки. В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения - это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу.

Главная цель самоанализа - раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.

В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.

Деятельность

Стоит отметить, что это понятие присуще не только познанию личности, очень часто можно встретить такую процедуру, как самоанализ деятельности. То есть когда человек оценивает не внутренний мир, а анализирует результаты своей работы.

В основе анализировать свою работу приходится педагогам и воспитателям. Хотя многим учителям намного проще провести несколько открытых мероприятий, чем писать самоанализ урока по ФГОС. Но с другой стороны, разве может педагог обучать основам самоанализа учеников, если сам не владеет этой технологией.

Самоанализ урока. Виды

В педагогике принято выделять несколько видов самоанализа урока. Образцы для их написания имеют похожую основную структуру, разница заключается только в описании главной составляющей части всего урока.

Итак, какие они — основные виды самоанализа:

  • Краткий. Педагог дает уроку обобщенную оценку, описывая цели, задачи и результаты выполнения.
  • Поэтапный. Здесь нужно анализировать каждый элемент урока и их взаимосвязь с другими этапами проведения занятия.
  • Структурно-временной. Учитель анализирует количество времени, потраченное на конкретный этап занятия, и рационализирует использование отведенного времени. Он пытается понять, не была ли затянутой проверка домашнего задания или не мало ли было отведено внимания на практическое применение полученных знаний.
  • Комбинированный. Педагог должен дать оценку дидактическим целям урока и его структурным элементам.
  • Дидактический. В этом подходе самоанализа урока рассматриваются методы и приемы, использованные для достижения дидактической цели.
  • Аспектный. Проводится подробный анализ каждого аспекта урока. То есть использование обучающих материалов, проверка ЗУН (знаний, умений, навыков) и т. д.
  • Полный самоанализ. Педагогу нужно провести дидактический, аспектный анализ, проверить ЗУН учеников и оценить результативность занятия.
  • Психологический. Проводится оценка того, насколько учащимся уделяется внимание и как проходит индивидуальная работа.
  • Комплексный. Состоит из всех перечисленных видов самоанализа урока.

Алгоритмы

Не всегда нужно анализировать все аспекты урока. Многое зависит от того, ради каких целей было проведено занятие: был ли это фестиваль, урок, проведенный в рамках недели по предмету, или занятие на категорию. Самоанализ можно составить, опираясь на простые алгоритмы действий. К примеру, можно руководствоваться такими позициями:

  • В чем заключается педагогическое кредо и как вам помогают уроки его отразить?
  • Объясните выбор содержания урока и технологии проведения занятия.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке, оцените их эффективность.
  • Что получилось и не получилось осуществить.
  • Что можно было бы изменить в ходе занятия. Нужны ли эти изменения и почему?

Самоанализ урока по ФГОС. Образец

Начинающие учителя достаточно часто испытывают трудности, когда дело доходит до составления схемы самоанализа урока и его написания. Поэтому не лишним будет привести образец самоанализа, точнее, план, по которому его можно написать:

  1. Обозначить тему занятия.
  2. Привести краткую характеристику класса. То есть указать общее число детей, количество сильных и слабых учеников, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе проведения занятия.
  3. Указать тип урока по ФГОС.
  4. Указать универсальные учебные действия (УУД), запланированные на урок, и способы для их формирования.
  5. Перечислить методы и формы, выбранные для проведения каждого учебного этапа. Описать, почему был сделан такой выбор и какие от него ожидались результаты.
  6. Сформулировать главный этап урока и как другие части занятия на него работают.
  7. Проанализировать рациональность распределения выделенного времени.
  8. Какие были использованы наглядные, дидактические материалы в ходе занятия.
  9. Проконтролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводился и в какой форме).
  10. Оценить результат занятия. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.

Польза

Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить плюсы и минусы своей педагогической деятельности. Это своего рода рефлексия, которая помогает выделить неучтенные резервы, выработать свой педагогический стиль и сформировать профессиональное кредо.

Здесь все происходит точно так же, как и в психологии. Только теперь учителю нужно спрашивать не «Кто я?», а «Какова цель моих действий?» Определившись с ней, можно найти эффективные пути к ее достижению. Самоанализ нужен каждому человеку, чтобы становиться лучше. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что, собственно, отразится и на его профессиональной деятельности.

Единственный человек, с которым вы проживете всю свою жизнь – это вы сами, поэтому как можно противиться желанию узнать все о себе? Это как если бы вы купили автомобиль, не удосужившись проверить его состояние, а потом за весь срок службы ни разу не сделали техосмотр, полагаясь на «авось» или на то, что Богу (родителям, учителям) виднее, как этим автомобилем управлять, чего от него ждать и какой у него потенциал. Понять себя – самое естественное желание. Если мы понимаем себя, нам проще понять других, а это – очень и очень значимый бонус в отношениях с людьми.

Самоанализ - это не бесцельное самокопание, это разглядывание себя под микроскопом с правильными вопросами. Если грамотно им пользоваться, то это станет основном необходимым инструментом для самосовершенствования. С умением выявлять паттерны, выстраивать связи, докапываться до причин и проверять свои выводы. Понимаете вы себя или нет. В первом случае вы понимаете происходящее (закономерности), во втором – живете в мире случайностей.

Подготовка

Очень важно понимать свою несовершенность, понимать свои достоинства и недостатки, тогда после бури эмоций на очередную критику😏, вы все же задумаетесь… И ошибка всех “самокопальчищов” в том, что “анализ” их заключается в вопросе: Прав я или оппонент? Если у вас заниженная самооценка, а у оппонента высокая значимость, то вы начинаете “совершенствовать себя” по его виденью, либо, если обратная ситуация, то вообще не услышите, что вам говорят. А может быть вы в чем-то правы оба, а где-то ошибаетесь? Ведь у всех свои задачи по жизни.

Анализ и заключается в том, чтобы разобрать оттенки – нюансы, а не шататься из крайности в крайность, по шкале чёрное – белое.
Вечные вопросы “за что?”, “почему это происходит со мной?” могут не давать покоя. Может вы считаете, что люди, государство, мир не справедливы к вам? Для начала нужно понять, что все в мире справедливо – это главный принцип бытия. И если что-то происходит в вашей жизни, то вы посеяли эти семена.

Также не стоит перекладывать ответственность: “это его/их вина”, “я ничего не могу сделать”, “это родители испортили меня в детстве”. Такая позиция картину не изменит, вы останетесь там же где и сейчас. “Не суждено”, “так должно было произойти”, “у меня плохая карма/венец безбрачия/родовое проклятие” – это оправдашки, которые просто стопорят вас. Ведь если разбирать, допустим “венец безбрачия”, то это просто сложный характер (ваш характер), принципиальность и консервативность во взглядах на партнёра и отношения.

Поэтому нужно разобрать причинно – следственные связи и изменить неэффективные модели восприятия и поведения.
Для самоанализа нужно быть искренне заинтересованным в себе. Принятие себя – основа любой работы в процессе саморазвития. Без идеализации, без обвинений, с полной ответственностью за свою жизнь, тогда вы готовы заняться самоанализом.

Вот некоторые правила самоанализа, которые я сформулировала в процессе работы:

– Беспристрастность. В процессе самоанализа нужно сохранять отстраненность, как будто вы изучаете другого человека и его поведение. При анализе прошлых отношений, например, нужно не проживать их заново, вовлекаясь эмоционально, а наблюдать как бы со стороны за собой и партнером.

– Нужно научиться видеть причинно-следственные связи, которые не всегда легко выявить. Главное – помнить, что ничто не происходит просто так, без причины, а, поняв причину, вы сможете уберечь себя от повторяющихся ошибок в будущем. Опыт дан нам для того, чтобы на нем учиться, а для этого нужно видеть, какие последствия влекут за собой наши решения.

– Мнение со стороны. Когда вы уже проделали большую работу и определили причины той или иной проблемы, полезно озвучить ее кому-нибудь, чьим суждениям вы доверяете. Это может быть психолог, друг, близкий родственник. Близкие люди находятся близко не просто так, они могут помочь нам лучше понять себя, подтвердить наши теории или внести в них законную толику сомнения.

Алгоритм самоанализа:

1. Выбор проблемы и разреза, в котором она будет рассматриваться (отдельно или вместе с другими частями жизни, в каком периоде).

2. Анализ, выявление закономерностей. Как только вы нашли у себя в прошлом/настоящем повторяющийся паттерн поведения – считайте, что половину работы вы уже сделали.

3. Определение причин, из-за которых этот паттерн сформировался. Это самая трудная и самая важная часть, здесь вы должны быть максимально честны с собой. Если полениться или пожалеть себя и неправильно определить причину, дальнейшая работа не принесет плодов.

4. Решение изменить паттерн, т.е. решить проблему.
По сути изменение шаблона поведения – это просто перестать так делать. Но частенько многие алгоритмы доведены до автоматизма и включаются на подсознательном уровне.

5. Что для этого нужно предпринять? Выделить время для работы над собой, иначе вам всегда будет некогда. Нужно избавиться от старой неэффективной модели и найти и внедрить новую… более конструктивную.

Некоторые техники:

– Эффективное прощение по Свияшу (изменение негативных установок на позитивные)
– Методика «Спокойное присутствие» (с помощью нее можно менять эмоциональное восприятие)
– Работа с психологом

6. Первые шаги для воплощения плана в жизнь.

В процессе самоанализа ваш лучший помощник – осознанность, изучение психологии, отслеживание своих реакций и их интерпретация. (с)