Правовое регулирование внешнеторговых сделок. Источники правового регулирования международных коммерческих сделок Регуляторы внешнеэкономических сделок

Понятие сделки

Сделка - правомерные волевые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Виды и признаки сделок

Виды сделок

  • Условная сделка:

Условные сделки - это сделки, при совершении которых возникновение прав и обязанностей ставится в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет в будущем. Условная сделка имеет четыре признака:

Условие относится к будущему, т. е. указанное в сделке обстоятельство не имеет места в момент её совершения;

Наступление этого условия вероятно;

Условие не должно наступить неизбежно, т. е. неизвестно, наступит оно или нет;

Условие является дополнительным элементом сделки, т. е. сделка данного вида может быть совершена и без такого условия.

  • Срочная сделка - В срочных сделках определен момент вступления сделки в действие и прекращения сделки. Срок, который стороны определили как момент возникновения прав и обязанностей по сделке, называется отлагательным. Например, стороны в сделке договорились, что права и обязанности по сделке купли-продажи возникают с момента поступления денег на расчетный счет продавца и передачи продавцом товара покупателю в течение трех дней с момента его оплаты. Это отлагательный срок. Если сделка вступает в силу немедленно, а стороны обусловили срок, когда сделка должна прекратиться, такой срок называется отменительным. Например, стороны в сделке договорились, что аренда имущества должна быть прекращена до 1 июля. Это - отменительный срок.
  • Бессрочная сделка - В бессрочных сделках не определен момент её вступления в действие и прекращения. Бессрочная сделка немедленно вступает в силу. Например, договор займа, где не указаны сроки вступления в действие и прекращения сделки, но деньги получены по расписке.

Признаки:

  • является юридическим актом
  • сделка - всегда волевой акт, т.е. действия людей
  • это правомерное действие
  • сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений
  • сделка порождает гражданские правоотношения только для её участников, но иногда - "сделки в пользу третьего лица"

Условия действительности сделок

Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта,
порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законодательством через следующую систему условий:
1) законность содержания;
2) способность физических и юридических лиц, совершающих сделку, к участию в ней;
3) соответствие воли и волеизъявления;
4) соблюдение формы сделки.

Форма сделок

Устная форма - Устная форма сделки представляет собой действия сторон сделки, из которых следует их воля совершить сделку. Согласно ст. 159 ГК РФ во всех случаях, когда законом или договором не установлено иное, сделки могут совершаться в устной форме.

Простая письменная форма - предполагает составление специального документа либо совокупности документов, которые отражают содержание сделки и волю сторон сделки на её заключение. Волю на заключение сделки подтверждают подписи сторон или их представителей.

Нотариальная форма сделки - представляет собой частный случай письменной сделки, когда на документе, соответствующем простой письменной форме нотариус совершает удостоверительную надпись.

Виды недействительных сделок

Недействительная сделка не порождает никаких юридических последствий. Делят же недействительные сделки на оспоримые и ничтожные.

Ничтожная сделка - это сделка, которая не действительна в силу не соответствия закона, поэтому судебное решение по данным категориям недействительных сделок не нужно. Данная сделка не подлежит исполнению. Но есть возможность судом признать ничтожные сделки действительными, например, когда сделка признана недействительной из-за недееспособности одной из сторон, но опекун может потребовать признать данную сделку действительной, если она совершена в пользу недееспособного лица, или же по требованию представителя малолетнего, если сделка совершена в пользу малолетнего.

Виды ничтожных сделок:

  • сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актах (ст. 168 ГК)
  • сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК), под понятием "основы правопорядка" следует понимать конституционные права; как последствие односторонняя реституция или же недопущение реституции
  • мнимая и притворная сделка (ст. 170 ГК), под понятием мнимая сделка следует понимать сделку, совершенную лишь для вида, а притворная сделка - это сделка, совершенная для прикрытия другой сделки; как последствие, двусторонняя реституция и возмещение недополученных доходов
  • сделка, совершенная лицом признанным недееспособным или малолетним; как последствие, двусторонняя реституция и возмещение реального ущерба
  • несоблюдение формы сделки, если такая недействительность по закону или по соглашению влечет недействительность

Оспоримая сделка - сделка, которая порождает правовые последствия, но они носят неустойчивый характер, так как суд может признать такую сделку недействительной по предусмотренным законом основаниям.

Виды оспоримых сделок:

  • сделки юридического лица, выходящее за его полномочия
  • сделка, совершенная лицом с ограниченными полномочиями
  • сделки, совершенные частично дееспособными, т.е. лицами от 14 до 18 лет
  • сделки, совершенные лицами, ограниченными судом в дееспособности
  • сделки, совершенные лицами, неспособными понимать значение своих действий или руководить ими
  • сделки, совершенные под влияние заблуждения, имеющего существенные значения
  • сделки, совершенные под влияние обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороны или стечения тяжелых обстоятельств

Последствия признания сделок недействительными

Как последствие недействительной сделки является двусторонняя реституция, то есть возвращение сторонам всего полученного по сделке обратно, а если это невозможно то в натуре (например, в денежных средствах). Но есть исключения, в случаях статей 160 и 179 ГК применяется: а) односторонняя реституция - восстановление в правах лишь невиновной стороны; б) недопущение реституции - взыскание в пользу государства, если обе стороны намерено совершили неправомерную сделку. К тому же, законодатель предусмотрел дополнительную ответственность за недействительную сделку - возмещение реального ущерба.

Обязательства в предпринимательской деятельности

Понятие и типы обязательств

Обязательство - относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Типы обязательств

а) по передаче имущества:
- в зависимости от того передается ли имущество в собственность (как в случаях с хозяйственным ведением и оперативным управлением) делится на возмездные (купля-продажа, рента, мена, поставка) и безвозмездные (дарение)
- если имущество передается в пользование, также возмездные (аренда, лизинг, найм) и безвозмездные (ссуды)
б) связанные с выполнением работ (подряд, выполнение НИОКР)
в) оказание услуг (страхование, кредитные обязательства, факторинг, франчайзинг)

Международная торговля - это основной двигатель развития коллизионного законодательства и, в частности, МЧП в целом. В правовом плане она строится на совершении внешнеторговых сделок между предпринимателями различных стран. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации определены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Внешнеэкономическая сделка - это сделка, совершаемая между российским и иностранным лицом при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая куплю-продажу или обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговая сделка отличается от обычных сделок следующими признаками.

Во-первых, внешнеэкономическая сделка отличается особым субъектным составом участников. В такой сделке одним из участников является иностранное лицо, т.е. физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицам. Участие такого субъекта накладывает на отношения, возникающие между ним и российским лицом, международный характер и осложняет их возможными коллизиями в торговом законодательстве стран, где они учреждены.

Во-вторых, внешнеэкономические сделки, как и вся внешнеторговая деятельность, подлежат особому государственному регулированию. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами посредством таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и других мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятель-нос III.

В-третьих, при совершении внешнеторговой сделки ее сторонам предоставляется выбор права страны, применимого к сделке. Согласно ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Выбранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для прав третьих лиц. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.

При этом стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Однако если стороны не выбрали самостоятельно, какое право будет применяться к их отношениям, то к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

В различных видах сделок этой стороной признается: продавец в договоре купли-продажи; даритель - в договоре дарения; арендодатель - в договоре аренды; ссудодатель - в договоре безвозмездного пользования; подрядчик - в договоре подряда; перевозчик - в договоре перевозки; экспедитор - в договоре транспортной экспедиции; заимодавец (кредитор) - в договоре займа (кредитном договоре); финансовый агент - в договоре финансирования под уступку денежного требования; банк - в договоре банковского вклада (депозита) и договоре банковского счета; хранитель - в договоре хранения; страховщик - в договоре страхования; поверенный - в договоре поручения; комиссионер - в договоре комиссии; агент - в агентском договоре; правообладатель - в договоре коммерческой концессии; залогодатель - в договоре о залоге; поручитель - в договоре поручительства; лицензиар - в лицензионном договоре (п. 2 ст. 1211 ГК РФ).

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела: в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где, в основном, создаются предусмотренные соответствующим договором результаты; в отношении договора простого товарищества - право страны, где, в основном, осуществляется деятельность такого товарищества; в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа.

Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами.

Правом, подлежащим применению к договору, определяются толкование договора; права и обязанности сторон договора; исполнение договора; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора; прекращение договора; последствия недействительности договора.

В-четвертых, товаром во внешнеторговой сделке может выступать не всякий объект гражданских прав, т.е. установлены ограничения и запреты в отношении определенного перечня товаров, которые могут выступать предметом подобной сделки. Согласно письму ФТС России от 16 июля 2008 г. № 01-11/28567 "О направлении перечня товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения", химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия, ядерные материалы, продукция военного назначения, порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия и другие вещества могут быть реализованы только при наличии лицензии соответствующего органа власти, предъявляемой при таможенном декларировании.

В-пятых, внешнеэкономическая сделка должна быть оформлена соответствующим образом, правила ее оформления определяются отдельно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

5. Договор международной купли продажи

6. Обычаи международной торговли. lex mercatoria

Заключение

Приложения

Списки использованных источников и литературы

Введение

Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам. Один из наиболее эффективных путей достижения этой цели - активное участие в мероприятиях мирового уровня по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном экономическом обороте. Присоединение к этому все большего числа стран является важным залогом в достижении такого положения, когда различия в правовом регулировании разных стран тех или иных торговых операций будут сводиться к минимуму, устраняя тем самым барьеры для развития международного экономического сотрудничества.

За последнее время внешнеэкономическая деятельность набрала обороты и стала разнообразна и многопланова. Субъектный состав этой деятельности значительно вырос, в сравнении с предыдущими годами. А, следовательно, удельный вес внешнеэкономической деятельности по сравнению с внутриэкономической тоже вырос. Это говорит о том, что всестороннее изучение ВЭД на данном этапе необходимо. В частности, необходимо изучение ВЭД с правовой точки зрения.

Внешнеэкономическая деятельность, как уже отмечалось выше, многопланова, и, безусловно, полезна. Но, как и любая экономическая деятельность, она подлежит правовому регулированию. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок осуществляется целой системой международных соглашений, правил, конвенций, национальным законодательством (здесь необходимо выделить коллизионные нормы, а также систему нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность), сложившимися в международной торговле обычаями и традициями. При заключении внешнеэкономической сделки перед субъектами также всегда стоит вопрос о выборе права, применимого к ее регулированию. Он возникает вследствие того, что каждое государство регулирует данную деятельность по-разному.

Надо признать, что механизм правового регулирования внешнеэкономических сделок несколько сложен. Сложность его обуславливается наличием множества различных источников, на основе которых осуществляется регулирование внешнеэкономических сделок. Особо хотелось бы отметить коллизионные нормы, которые в какой то степени препятствуют качественному применению права к сделке. Наличие коллизионных норм в праве, касающемся внешнеэкономической деятельности, объясняется тем, что право различных государств регулирует одни и те же отношения по-разному. И до тех пор, пока право государств не будут регулировать эти отношения одинаково, будут существовать коллизии. Представляется, что данная проблема не будет решена в ближайшем будущем и поэтому на сегодняшний день имеет смысл и необходимость изучения данной темы.

1. Понятие внешнеэкономической сделки

Международная хозяйственная деятельность осуществляется в различных видах и формах, требующих применения различных правовых инструментов регулирования. Преобладающей среди них особенно в условиях рыночной экономики является деятельность частных (физических и юридических) лиц, отношения между которыми регулируются частным правом, прежде всего гражданским правом и международным частным правом. Поэтому частноправовая (гражданско-правовая) сделка является основной правовой формой, которая опосредует в конечном итоге международную экономическую, включая торговую, деятельность. В таком обобщенном виде её, чаще всего, называют международной коммерческой сделкой.

Термин «Международная коммерческая сделка» не используется в действующем белорусском праве. В Гражданском кодексе РБ (используется термин «Внешнеэкономическая сделка». До 1991г. наше законодательство преимущественно использовало термин «Внешнеторговая сделка». Переход от второго к первому термину понятен: международная хозяйственная деятельность не сводится только к торговой. Она также включает в себя международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово кредитные операции, а также целый ряд другой деятельности.

Таким образом, термин «Внешнеэкономическая сделка» является более широким, он включает и внешнеторговую сделку. Традиционно оба термина могут использоваться как равнозначные: правовые нормы, регулирующие отношения по внешнеэкономической сделке, распространяются и на отношения по внешнеторговой сделке, и наоборот.

Что касается терминов «Международная коммерческая сделка» и «Внешнеэкономическая сделка», то они бесспорно равнозначны, хотя некоторые оттеночное различие существует. «Внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства: участие Белоруссии её граждан и её юридических лиц в международном экономическом сотрудничестве является их внешнеэкономической деятельностью, которая оформляется совершением внешнеэкономических сделок. Та же деятельность с позиции двух и более государств будет международной хозяйственной деятельностью, а сделки её опосредующие, будут международными коммерческими сделками.

Так что же такое внешнеэкономическая или международная коммерческая сделка? Белорусское право не дает понятия ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя законодатель и практика оперируют этим понятием. Вместе с тем, раскрытие понятия «Внешнеэкономическая сделка» имеет серьёзное практическое значение, так как непосредственно связано с применимым правом. Если сделка «внутренняя», то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства. Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она находится в сфере действия частного права нескольких государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого и должны быть применены. К отношениям, вытекающим из подобной сделки, при определенных условиях могут быть применены принципы и нормы международного (публичного) права. Наконец, здесь широко применяются обычаи международной торговли, или, если воспользоваться более широким термином - обычаи международного делового оборота, которые часто объединяются общим названием «lex mercatoria».

Учитывая практическую значимость и отсутствие решения в праве, данному вопросу большое внимание уделяла отечественная юридическая наука, что привело к созданию так называемого доктринального понятия внешнеторговой, а затем и внешнеэкономической сделки. Под внешнеторговыми сделками в доктрине традиционно понимались сделки, в которых, по меньшей мере, одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу товаров из-за границы или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Эта позиция разделялась и в учебнике «Международное частное право», изданном в 1984г. В главе 11 учебника, посвященной внешнеторговым сделкам, выделены два общих признака, характерных для такой сделки: «Во-первых, одна из её сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем. Во-вторых, предмет такой сделки - внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п). Как видно из приведенных примеров чаще всего авторами называются два признака внешнеторговой (внешнеэкономической) сделки: во-первых, в сделке участвуют лица различной национальной (государственной) принадлежности и, во-вторых, содержанием сделки являются операции по экспорту-импорту товаров, услуг и пр.

В настоящее время при определении внешнеторговой сделки следует обратиться к Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности В нем нет определения сделки, но дается определение внешнеторговой деятельности. Это - «предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Отсюда, внешнеторговая (внешнеэкономическая) сделка - это сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая (международная) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односторонней, когда для её совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, доверенность), и двух- или многосторонней, когда для её совершения необходимо выражение согласованной воли двух и более сторон. Последние являются договорами (контрактами). Примерами двусторонних договоров являются договоры международной купли-продажи, бартера, комиссии и др.; примерами многосторонних могут быть договоры финансового лизинга, факторинга, договоры о совместной деятельности, о кооперации и др.

Центральное место среди международных сделок занимает договор международной купли-продажи. Когда-то он был единственной формой, опосредующей международные хозяйственные связи, которые сводились к торговле. И до сих пор и в практике, и в доктрине часто термин «Международная торговая сделка» применяется в качестве собирательного термина, охватывающего все виды международных коммерческих сделок. В любом случае термин «Международная торговая сделка» (в равной мере, как и «Внешнеторговая сделка») не сводится к купле-продаже.

Но не только формальной численностью объясняется ведущая роль договора купли-продажи в мировых экономических связях. Все остальные международные сделки либо прямо связаны с куплей-продажей (сопутствующие сделки, например, перевозка, страхование, расчеты и т. д.), либо являются разновидностью купли-продажи (например, лицензионные договоры, договоры по предоставлению услуг), либо содержат в большей или меньшей степени элементы купли-продажи (например, договоры о кооперации).

Наконец договор международной купли-продажи наиболее разработан в международном праве. Унификация права достигла наиболее ощутимых результатов именно в отношении этого договора. В результате, часто нормы, предназначенные для регулирования купли-продажи, по аналогии применяются к другим международным коммерческим сделкам. В частности, понятие договора международной купли-продажи, данное в международно-правовых актах, становится оправданным для определения понятия международной коммерческой сделки в целом.

Различные виды международных коммерческих сделок различаются по своему содержанию друг от друга. Содержание договора международной купли-продажи отличается от содержания договора международного бартера или договора международного финансового лизинга и т. д. Как правило, их содержание аналогично содержанию одноименных «внутренних» гражданско-правовых сделок. Поэтому невозможно дать общее определение для всех международных сделок, включающее и их содержательную сторону. Видимо, в этом и нет никакой необходимости. Вместе с тем, все виды международных сделок независимо от их содержания объединяются в одну группу наличием у каждого из них общего классификационного критерия - критерия «международности». Следовательно, определение понятия международной коммерческой сделки, в конечном счете, сводится к ответу на вопрос, при наличии каких обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает международный характер.

В последнее время в международно-правовых актах, унифицирующих право международной торговли, чаще всего используется критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств. Так, в соответствии со ст.1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. под договором международной купли-продажи следует понимать «договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах». Аналогичное правило включено в 1980г. в Нью-Йоркскую конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г., в Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г., в Оттавские конвенции 1988г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге и в др. Такое единообразие свидетельствует об общепризнанности данного критерия в мировой практике.

Как соотносится рассматриваемый критерий с белоруским правом? Во-первых, Россия является участницей Конвенции 1980г., поэтому применение этого критерия для определения «международности» договора купли-продажи является юридически обязательным. Во-вторых, в белорусском праве уже есть закон, в котором используется данный критерий для определения «международности» любой гражданско-правовой сделки, а не только договора купли-продажи. Это - Закон о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993г. согласно п. 2 ст. 1 международный коммерческий арбитраж может рассматривать гражданско-правовые споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей, «если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей». В-третьих, в российском праве нет и не было общего определения ни внешнеэкономической, ни внешнеторговой сделки. Всё это делает, на мой взгляд, достаточно обоснованным заключение об использовании критерия местонахождения коммерческих предприятий на территории разных государств в качестве общего критерия для определения внешнеэкономической (международной) сделки: сделка будет внешнеэкономической (международной), если она совершена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Однако было бы неправильно полагать, что с использованием критерия местонахождения коммерческих предприятий сторон все проблемы с определением «международности» частноправовой сделки решены. С одной стороны, данный критерий является более определенным и конкретным: обычно местонахождение коммерческого предприятия сторон легко устанавливаемо. С другой стороны, эта определенность относительная и не исключающая проблему толкования самого понятия «местонахождение коммерческого предприятия».

К сожалению, соответствующие международные конвенции в целом это понятие не раскрывают. Лишь в одном случае они предусматривают уточняющую характеристику. Так, например, продавец имеет не одно, а несколько коммерческих предприятий, в том числе и на территории того государства, где находится покупатель, с которым он вступает в договорные обязательства. Будет ли такая сделка международной? Какое из коммерческих предприятий продавца надо принимать во внимание? Решение этих и других вопросов, связанных с наличием у сторон нескольких коммерческих предприятий, предусмотрено в ст. 10 Конвенции 1980г.: принимается во внимание то коммерческое предприятие, которое «имеет наиболее тесную связь с договором и его исполнением». Причем использование более или менее объективного признака «наиболее тесной связи» дополняется субъективным фактором: тесная связь должна быть известна сторонам или предполагаться ими «в любое время до или в момент заключения договора». Однако проблема толкования не исчерпывается только этим случаем. Существуют и другие вопросы, которые нуждаются в соответствующем правовом решении.

Кроме того, с точки зрения белорусской практики важно подчеркнуть, что существует разночтение между белоруским и английским текстом Конвенции 1980г. В английском тексте термин «place of business» - место коммерческой деятельности. Ясно, что он не равнозначен термину «местонахождение коммерческого предприятия». Последний может быть растолкован в качестве местонахождения предприятия как гражданско-правового субъекта - юридического лица. Под ним обычно понимается местонахождение административного центра. Приведенные примеры свидетельствуют, что применение критерия местонахождения коммерческого предприятия нуждается в толковании. Для достижения единообразия в правовом регулировании международных сделок требуется не только создание унифицированных правовых норм, но и создание унифицированных юридических понятий, из которых эти нормы состоят.

Таким образом, с учетом вышеизложенного к внешнеэкономическим сделкам (международным коммерческим сделкам) можно отнести совершенные в ходе осуществления предпринимательской деятельности сделки между лицами, предприятия которых находятся в разных государствах.

Необходимо отметить, что не имеет решающего значения национальность (государственная принадлежность) сторон сделки. Например, белорусское юридическое лицо (т.е. организация, зарегистрированная на территории РБ) может постоянно осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства (т.е. иметь там свое коммерческое предприятие). Соответственно, сделка, заключенная между таким юридическим лицом и другой белорусской фирмой будет рассматриваться как внешнеэкономическая сделка. И наоборот, сделка, заключенная между американской фирмой и белорусской фирмой, не будет рассматриваться как внешнеэкономическая, если коммерческие предприятия американской фирмы и белорусской фирмы находятся в РБ. В этом случае, сделка будет характеризоваться как обычная ("внутренняя") гражданско-правовая сделка и регулироваться гражданским законодательством РБ.

Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных государств означает не только то, что стороны находятся в разных странах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами. Это обстоятельство серьёзно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате, в них появляется целый ряд специальных дополнительных условий, отсутствующих в одноименных гражданско-правовых «внутренних» сделках.

К ним в частности относятся:

Условия, связанные с платежом. При этом используются сложившиеся в международной практике обычаи делового оборота.

Валютные условия (тесно связаны с платежами). При расчетах используется валюта, которая как минимум для одной из сторон является иностранной. Соответственно, возникает проблема перевода обязательства, выраженного в иностранной валюте, в национальную валюту, а также проблема страхования валютных рисков от изменения стоимости национальной валюты. Это в свою очередь влечет за собой появление в сделке следующих положений: определение валюты цены, т.е. валюты, в которой выражена цена товара, услуг и пр.; валюты платежа; условия перевода одной валюты в другую, если валюта цены и валюта платежа не совпадают; меры по предотвращению валютных рисков. Кроме того, использование иностранной валюты влечет за собой применение валютного законодательства, абсолютное большинство норм которого носит императивный характер.

Условия перевозки. Как правило, товар должен быть транспортирован через территорию двух и более государств, поэтому условия перевозки занимают важное место во внешнеэкономической сделке.

Условия по страхованию. Перевозимый на значительное расстояние и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения. Здесь также важно определить моменты перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров с одной стороны на другую.

Условия о таможенных платежах. В связи с тем, что товары, услуги, как правило, «пересекают» границы двух или более государств и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом каждого государства таможенных правил. Поэтому в содержание сделки входит распределение обязанностей между сторонами по выполнению таких правил, а также правил транзита через третьи страны.

Для решения этих и других проблем часто основной договор (купли-продажи, выполнения услуг, строительства промышленного объекта и пр.) сопровождается заключением дополнительных контрактов с перевозчиком, банком, страховой компанией. В результате одна коммерческая операция осуществляется с помощью целого комплекса взаимосвязанных контрактов. В каждом - свои стороны, свои условия, свое применимое право. Однако обеспечение эффективности хозяйственной операции требует их согласования.

Условия о непредвиденных событиях (войны, повышение таможенных ставок, запрещение вывоза валюты и пр.). В сделку необходимо включить положения о влиянии подобных событий на распределение ответственности сторон за полное или частичное неисполнение обязательств.

Так как внешнеэкономическая сделка лежит в сфере действия права разных государств, важно включить в нее условия о применимом праве.

Условия о порядке рассмотрения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении обязательств, так называемую «арбитражную оговорку». Такие споры могут быть предметом рассмотрения, как государственных арбитражных судов, так и международных коммерческих арбитражей.

Данные специфические условия в сделке не является характеризующими признаками, с помощью которых можно определить «международность» сделки. Появление этих условий является последствием международного характера сделки. Поэтому вновь необходимо подчеркнуть достаточность наличия всего одного критерия - местонахождение коммерческих предприятий сторон на территории разных государств - для отнесения сделки к международной (внешнеэкономической).

2. Особенности правового регулирование внешнеэкономических сделок

Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок.

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений, обуславливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые - национальным правом каждого государства и, прежде всего, международным частным правом. Однако нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, имеют возрастающее значение для регулирования частноправовых отношений.

Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связях, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм.

Среди первого направления, прежде всего, необходимо отметить торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они имеют разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Эти договора устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств РБ заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки(6-12 месяцев). Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т.е. беспрепятственно выдавать соответствующие лицензии и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и пр. Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между участвующими государствами. Но их положения имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономических сделок, если стороны находятся под юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным платежам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т.д.

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1 - стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2 - после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3 - если после заключения сделки, государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-правовые обязательства для сторон сделки после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права. Здесь необходимо отметить то, что для белорусских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для РБ. Прежде всего это - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988г., а также целый ряд двусторонних договоров между РБ и другими государствами и т.д.

Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок.

При рассмотрении внешнеэкономических договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. Безусловно, что главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право, но в современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы публичных отраслей. Приведём пример: контрагенты при заключении внешнеэкономической сделки не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения её соотношения обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т. д. и т.п. Данный пример показывает, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм публичных отраслей права, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права.

Свою политику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы конституционного права. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РБ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституционного характера

Помимо конституционного права необходимо выделить: административное право, налоговое, валютное, таможенное и т.д.

Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок

Ещё одной особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования является «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

В мире существуют несколько систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права). Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют, какого либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер. Согласно преамбуле Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров. Они подлежат применению в следующих случаях:

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами;

когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли" или аналогичными положениями.

Кроме того, Принципы могут использоваться:

для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права;

для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

служить моделью для национального и международного законодательства.

свобода сторон вступать в договор и определять его условия;

необязательность письменной формы договора;

обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;

приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями принципов;

право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах случаях, отступать от любых их положений или изменять их действие;

учет при толковании Принципов их международного характера и их целей, включая достижение единообразия в их применении;

решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах, в той мере, в которой это возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами;

обязанность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;

связанность сторон любым обычаем, относительно которого они договорились, и любой практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также и любым обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международном обороте в соответствующей области торговли, за исключением случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным.

Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990г. и 2000г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования. Правила толкования торговых терминов отражают сложившуюся практику, квалифицируются как международные торговые обычаи и в тоже время не признаются международным договором и им не придается сила правового акта. ИНКОТЕРМС применяется лишь при наличии ссылки на них в договоре с указанием редакции правил. Такой способ применения ИНКОТЕРМС и иных обычаев закреплен в ГКРБ, «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что

сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». Таким образом если в договоре ссылка на конкретный термин или термины отсутствует, то по смыслу ГКРБ применение правил ИНКОТЕРМС не согласовано.

Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска торговой практике под общепринятыми названиями - EXW, FOB, CFR, CIF и др. Такие наименования представляют собой сокращенные варианты английских словосочетаний: FOB - Free on Board ("свободно на борту судна"); CIF - Сost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт"); CFR - Сost and Freight ("стоимость и фрахт"); FAS - Free Alongside Ship ("свободно вдоль борта судна") и т.д.

Правила ИНКОТЕРМС нацелены на то, чтобы облегчить контрагентам из различных государств процесс заключения и исполнения сделок международной купли-продажи: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Например, указав в договоре, что поставка осуществляется на условиях "CIF (...название порта назначения) ИНКОТЕРМС 2000", стороны соглашаются с тем, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровка которого содержится в ИНКОТЕРМС 2000. Соответственно, нет необходимости расписывать указанные условия в контракте - достаточно заглянуть в ИНКОТЕРМС. Такие условия иногда именуются стандартными условиями внешнеэкономических договоров, в том смысле, что встречаются во множестве контрактов.

ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:

место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;

переход рисков с продавца на покупателя;

распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;

получение экспортных и импортных лицензий;

обязанность заключения договора перевозки;

распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;

обязанность страхования;

распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;

инспектирование товара и др.

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете, коммерческую эффективность сделки.

Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки (т.н. заведенный порядок). Так, если из самого договора не удается определить его содержание, то "должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон". Как видно, практика установившаяся во взаимоотношениях сторон договора, в определении содержания его условий поставлена белоруским законодателем даже перед обычаями делового оборота

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести судебную и арбитражную практику. Её роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.

К негосударственному регулированию внешнеэкономических сделок также относятся активно использующиеся в международной торговле различные типовые документы. Среди них можно выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также другие типовые контракты для различных видов торговых сделок (более 30). Для упрощения процесса заключения контракта в оферте целесообразно указывать, что в остальном будут действовать соответствующие общие условия или другие типовые документы.

Широко применяются в международной торговле типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, хлопок, лесоматериалы и т.д.). Возможна разработка сторонами (одной из сторон) собственных типовых контрактов.

3. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок

Главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право. В силу своей природы внешнеэкономическая сделка связана с гражданским правом разных государств. Отсюда - особая роль международного частного права. Несмотря на значительные успехи, достигнутые мировым сообществом в унификации права международной торговли, коллизионный способ регулирования отношений по внешнеэкономическим сделкам, в том числе и посредством национальных коллизионных норм, сохраняет свои позиции.

Вопросы коллизионных принципов применения права к договорам с иностранным элементом возникает только при наличии спора о праве между сторонами договора. Этот вопрос возникает, только если он поступил на разрешение суда или иного юрисдикционного органа, который должен решить спор и только если есть спор о выборе права.

Коллизионное право большинства государств позволяет сторонам внешнеэкономической сделки подчинить её избранному ими компетентному правопорядку - принцип «автономии воли» сторон в договоре (законы о международном частном праве Австрии, Венгрии, Польши, Турции, Швейцарии, Закон о международных хозяйственных договорах Китая 1985г., Гражданский кодекс Вьетнама 1995г. и др.) 11 См.: Дмитриева Г.К., Филимонова М.В. Международное частное право… Раздел VI. . «Автономия воли» как способ выбора права, компетентного регулировать внешнеэкономические обязательства, закреплен и во всех международных договорах, касающихся данного вопроса. Это - Кодекс Бустаманте, Гаагская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980г., Римская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям и др.

Белорусский законодатель также закрепил данный принцип: так согласно ГКРБ стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Из этого следует, что стороны могут выбрать право любой страны, которое будет регулировать условия договора.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела.

Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора.

Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

Гражданским кодексом РБ устанавливаются определенные изъятия из принципа «автономии воли» сторон:

так - если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан;

К договорам в отношении находящихся на территории РБ земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется белорусское право;

К договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

Допустимые пределы «автономии воли» сторон в законодательстве разных стран закреплены по-разному. В большинстве государств автономия ничем не ограничена. Заключив договор стороны, могут подчинить его любой правовой системе. Исходя из коллизионного права РБ, в основу выбора права, должна быть положена связь данного права с договором. В соответствии с коллизионным правом других стран выбор права может происходить по иному. Стороны могут выбрать право страны, которое имеет наибольшую связь со сделкой. Если юрисдикционный орган какой-либо страны применяет коллизионные нормы, основанные на «автономии воли» сторон по выбору права, то волеизъявление сторон является обязательным для юрисдикционного органа. Если в соглашении сторон не выражается действительное их намерение подчинить свои отношения праву какой-либо страны, то право подлежащее применению будет определяться посредством других коллизионных норм, которые содержат другие коллизионные принципы.

Закон места совершения сделки. В РБ этот принцип не закреплен. Он действует лишь применительно к разрешению вопроса о форме сделки. Это обусловлено несколькими причинами:

Чтобы определить право места заключения договора, необходимо определить само место заключения договора. Определение места договора предполагает применение особых коллизионных норм, которые укажут, по какому праву определять место заключения договора. Использование данного принципа предполагает сложное ступенчатое применение коллизионных норм.

Договор может быть заключен представителями сторон в государстве, право которого никак не связано с содержанием договора. Договор лишь облечен в соответствующую форму и подписан представителями.

В случае возникновения спора по договору, который подчиняется праву государства, где он был заключен, должно быть применено право этого государства, хотя по сути дела это право не будет иметь ни реальной, ни существенной связи с данным договором.

Закон суда. Права и обязанности сторон в сделке будут регулироваться правом того государства, которому принадлежит юрисдикционный орган.

В настоящее время представляется оптимальным использование принципа право страны наиболее тесным образом связанное с договором или обязательством. Данный принцип является самым распространённым в сфере договорных обязательств. Коллизионные нормы, построенные на данном принципе, содержатся в федеральном коллизионном праве США, законодательстве КНР, ФРГ и т.д. этот принцип также закреплен в ГКРБ - при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Таким образом, в случае если сторонами в сделке не реализован принцип автономии воли, то при разрешении спора юрисдикционный орган будет применять вышеназванный принцип. При этом в законе определяются критерии выбора права страны:

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора;

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности:

1) продавцом - в договоре купли-продажи;

2) дарителем - в договоре дарения;

3) арендодателем - в договоре аренды;

4) ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования;

5) подрядчиком - в договоре подряда;

6) перевозчиком - в договоре перевозки;

7) экспедитором - в договоре транспортной экспедиции;

8) займодавцем (кредитором) - в договоре займа (кредитном договоре);

9) финансовым агентом - в договоре финансирования под уступку денежного требования;

10) банком - в договоре банковского вклада (депозита) и договоре банковского счета;

11) хранителем - в договоре хранения;

12) страховщиком - в договоре страхования;

13) поверенным - в договоре поручения;

14) комиссионером - в договоре комиссии;

15) агентом - в агентском договоре;

16) правообладателем - в договоре коммерческой концессии;

17) залогодателем - в договоре о залоге;

18) поручителем - в договоре поручительства;

19) лицензиаром - в лицензионном договоре.

В любом случае речь идет о стороне которое осуществляет исполнение имеющее решающее значение для содержания договора.

Необходимо отметить, что для определенных видов договоров установлены иные критерии выбора права, с которым договор наиболее тесно связан. ГКРБ - правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, в частности:

1) в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты;

2) в отношении договора простого товарищества - право страны, где в основном осуществляется деятельность такого товарищества;

3) в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа.

Специальное коллизионное регулирование предусмотрено также в ГКРБ - право, подлежащее применению к договору в отношении недвижимого имущества:

при отсутствии соглашения сторон о праве, подлежащем применению к договору в отношении недвижимого имущества, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой такой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится недвижимое имущество;

к договорам в отношении находящихся на территории РБ земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и иного недвижимого имущества применяется белоруское право

И в ГКРБ - право, подлежащее применению к договору о создании юридического лица с иностранным участием:

к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

указывает на сферу действия права, подлежащего применению к договору:

толкование договора;

права и обязанности сторон договора;

исполнение договора;

последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

прекращение договора;

последствия недействительности договора.

4. Форма внешнеэкономических сделок

В части 3 Гражданского кодекса РБ, в коллизионных нормах регулирующих вопросы формы сделок с иностранным элементом, в том числе и внешнеэкономических сделок, используется новый подход по сравнению с тем который был закреплен в Основах гражданского законодательства СССР 1991г. В старом законодательстве все сделки делились на внешнеэкономические и не относящиеся к ним и в соответствии с этим делением применялись коллизионные нормы. Отказ от такого подхода приводит к тому, что ко всем сделкам с иностранным элементом, в том числе и к внешнеэкономическим сделкам применяются единые коллизионные нормы. Все коллизионные нормы сосредоточены в ГКРБ.

...

Подобные документы

    Понятие, виды и условия действительности сделок. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок. Коллизионно-правовой метод регулирования сделок, осложненных иностранным элементом. Арбитражное рассмотрение международных споров.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2009

    Критерии квалификации сделки как внешнеэкономической. Виды внешнеэкономических сделок. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение внешнеэкономических сделок. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Понятие, особенности и виды внешнеэкономических сделок. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок. Понятие, форма, содержание и структура договора, порядок заключения, основные условия договора международной купли-продажи товаров.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2013

    Основные и факультативные признаки внешнеэкономических сделок, их основные виды, формы и источники материально-правового регулирования. Коллизионное регулирование внешнеэкономических сделок в международном частном праве и практика его применения.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие, виды и форма сделок. Договоры и односторонние сделки. Условия действительности сделок. Проблемы правового регулирования сделок и пути их решения. Сделки, совершенные под условием. Дополнительные требования к форме сделок и их реквизитам.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Понятие, форма и порядок заключения внешнеэкономических сделок. Типичные ошибки внешнеторговых контрактов. Роль арбитражного соглашения при возникновении спора сторон международного коммерческого контракта. Специальные оговорки внешнеторговых контрактов.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2017

    Особенности гражданско-правового института сделки в Республике Казахстан. Отличие сделки от других юридических фактов. Формы и виды сделок. Основания признания сделки недействительной по мотивам нарушения формы сделки. Сделки в устной и письменной форме.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Сделки, как основание изменения, возникновения и прекращения гражданских правоотношений. Понятие действительности и волеизъявления в сделке. Содержание сделки. Классификация недействительных сделок. Юридические последствия ничтожных и оспоримых сделок.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие, основная форма и порядок заключения внешнеэкономических сделок, особенности их регулирования. Роль арбитражного соглашения при возникновении спора сторон международного коммерческого контракта. Специальные оговорки внешнеторговых контрактов.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2017

    Понятие сделки, ее признаки. Условия действительности сделок. Отдельные виды недействительных сделок. Недействительные сделки. Сделки с пороками в субъекте. Кабальные сделки. Процессуальные особенности и правовые последствия сделок.

Основу частноправового регулирования внешнеэкономических сделок в настоящее время составляет вступившая в силу с 1 марта 2002 г. часть 3 ГК, в которой содержится раздел VI "Международное частное право" (ст.1186 - 1223).

Существует точка зрения, согласно которой такие признаки, как место заключения и исполнения внешнеторговой сделки на территории различных государств; совершение на территории различных государств оферты и акцепта; нахождение на территории различных государств пунктов отправления и назначения проданного товара (пересечение границ), не являются определяющими (какими они признавались в Гаагской конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г), так как сделка, заключенная на выставке товаров в той или иной стране, не будет обладать каким-нибудь из этих признаков, оставаясь по своей сути внешнеторговой. Кабатов В. Применимое право при разрешении споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ // Хозяйство и право. 2007. №5. С.101

Приведенная точка зрения, на наш взгляд, верна, так как в понятие внешнеэкономической сделки, как и в любое понятие, должны входить только концептуальные признаки.

Среди определений внешнеторговой или внешнеэкономической сделки одно из основных мест занимает определение Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст.1). В соответствии с Конвенцией в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей. Однако согласно п.2 ст.1 Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" фактическое нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах может быть не принято во внимание, так как термин "коммерческое предприятие стороны" имеет специальное значение и характеризует место основной деятельности стороны. Исходя из приведенного термина, практики российского права делают акцент на обязательном признаке внешнеэкономического контракта - нахождение коммерческих предприятий сторон контракта в разных государствах. Поэтому не имеет решающего значения национальность (государственная принадлежность) сторон контракта.

Например, российское юридическое лицо (т.е. организация, зарегистрированная на территории России) может постоянно осуществлять свою деятельность на территории иностранного государства (т.е. иметь там свое коммерческое предприятие). Соответственно контракт, заключенный между таким юридическим лицом и другой российской фирмой, будет рассматриваться как внешнеэкономический контракт.

И наоборот, контракт, заключенный между американской и российской фирмами, не будет рассматриваться как внешнеэкономический, если коммерческие предприятия американской фирмы и российской фирмы находятся в России. В этом случае сделка будет характеризоваться как обычная ("внутренняя") гражданско-правовая сделка и регулироваться.

На наш взгляд, определение Венской конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" может быть конкретизировано в национальном законодательстве каждой страны.

Более точную характеристику внешнеэкономической сделки дает особый порядок ее правового регулирования.

Современное международное частное право в качестве основного и универсального принципа для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам признает автономию воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их правоотношения. Заключая сделку, стороны должны также решить вопрос о выборе права, применимого к сделке. Иначе говоря, сторонам следует установить, каким законодательством будут регулироваться отношения, вытекающие из сделки. Стороны могут сделать это в силу автономии воли, которая заключается в их праве устанавливать по своему усмотрению содержание сделки. Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств, но ее допустимые пределы понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах автономия воли ничем не ограничивается, то есть стороны могут подчинить сделку любой правовой системе. В других странах (преимущественно страны англосаксонской системы права) действует принцип локализации договора: стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. При этом общее ограничение свободы выбора права состоит в том, что в процессе такого выбора нельзя исключить применение соответствующих норм императивного характера, а также тех правовых предписаний, которые в большей степени отвечают интересам потребителя или работника (в трудовом договоре). Английская судебная практика (как и американская) идет в данной ситуации по пути отыскания права, свойственного данному договору (локализация договора). Германская система права исходит из принципа автономии воли сторон. В случае если выбор отсутствует, применяется право государства, с которым договор связан наиболее тесным образом.

В Российской Федерации законодательно принцип "автономии воли" сторон (lex voluntatis) закреплен ст.1210 ГК РФ. Этот принцип предполагает, что стороны договора вправе при заключении договора или в последующем своим соглашением выбрать право конкретной страны, которое и будет в дальнейшем регулировать их договорные отношения (п.1 ст.1210 ГК РФ). Обычно такой выбор производится сторонами договора в самом тексте документа и, таким образом, решает коллизионную проблему. Дело осложняется, если соглашение сторон не определяет применимого права expressis verbis, т.е. прямо и явно. В этой ситуации необходимо выяснять подразумеваемую или молчаливо выраженную волю сторон. Правовая доктрина исходит из того, что в подобных случаях суд не вправе "домысливать" содержание подразумеваемого волеизъявления сторон: он должен принимать во внимание лишь такой выбор применимого права, который "определенно вытекает из условий договора либо совокупности обстоятельств дела" (п.2 ст.1210 ГК РФ). Данное положение является справедливым и не вносит недоразумение в приведенные положения.

Право, подлежащее применению к форме сделки, согласно п.1 ст.1209 ГК РФ определяется законом места ее совершения, однако форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где это имущество находится (п.3 ст.1209 ГК РФ). Для формы внешнеэкономических сделок ГК РФ устанавливает более жесткое правило: если в такой сделке участвует российское юридическое лицо или предприниматель, ее форма независимо от места совершения будет определяться российским правом (п.2 ст.1209 ГК РФ). Примечательно, что вопросы формы внешнеторгового договора ГК РФ не относит ни к личному статуту субъекта (который определяется личным законом), ни к обязательственному статуту сделки (который регулируется применимым материальным правом, определяемым с помощью коллизионной нормы). Таким образом, законодатель ставит точку в многолетнем споре отечественных коллизионистов о правовой природе обязательной письменной формы внешнеторговых сделок. Представляется, что обязательность такой формы для субъектов российского права обусловлена экстерриториальным действием тех императивных норм законодательства РФ, "которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права" (п.1 ст.1192 ГК РФ). Именно такими императивными нормами и являются положения п.2 ст.1209 и п.3 ст.162 ГК РФ об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки. В отличие от традиционных для советского права представлений о форме сделки как элементе личного статута субъекта права, концепция "императивных норм" (как одного из ограничителей применения иностранного права) принимается большинством зарубежных юристов. С введением в действие части третьей ГК РФ иностранным судам будет значительно сложнее, чем сейчас, отказываться от применения норм российского права о форме внешнеэкономических сделок, коль скоро оно будет основано на западноевропейской (в плане генезиса) концепции "императивных норм".

Еще одной важной особенностью внешнеэкономических сделок является необходимость определения при их заключении способа рассмотрения споров, возникающих в процессе осуществления такого рода соглашений. Стороны в данном случае могли либо оговорить в контракте возможность передачи соответствующего дела на разрешение судебных органов, к которым принадлежат участники сделки, либо прибегнуть к посредничеству негосударственных третейских арбитражных судов. В качестве последних в договоре могут быть названы как постоянно действующие (институционные) судебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ), так и третейские суды, формируемые самими участниками сделки для рассмотрения спора по конкретному делу (суды ad hoc).

Но проблема заключается в отсутствии единой формулировки внешнеэкономического контракта, что приводит к разному толкованию различными судами.

Например, арбитраж использует специальные правила для определения права, применимого к сделке (см. п.1 ст.1186 ГК РФ, ст.28 Закона РФ от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже").

Для таможенных органов первостепенный интерес представляют те сведения, которые связаны с пересечением товаром таможенной границы. Для органов валютного контроля важны прежде всего условия о платежах и расчетах. Для налоговых органов наряду с наличием в контракте валютной оговорки важно отражение различной государственно-территориальной принадлежности сторон контракта (например, факт реального экспорта), поскольку от этого зависит правомерность использования участниками сделки налоговых льгот. При наличии нескольких указанных факторов в одной сделке очень трудно правильно определить суд. А поскольку разграничение таких сделок законодательно отсутствует, используется судебная практика, которая не всегда удачна для настоящего спора.

Таким образом, можно сделать вывод: проблема квалификации сделки как внешнеэкономической и применения соответствующих этому правовых последствий переносится на местный уровень. Эту проблему в каждом конкретном случае в каждом конкретном государственном органе вынужден решать каждый участник ВЭД в отдельности, используя, как уже отмечалось, существующую нормативную базу. От того, насколько умело он будет оперировать предоставленными ему возможностями, зависит судьба внешнеэкономической сделки и экономический эффект от нее.

В начале 90-х годов началось бурное развитие рынка, и многие концепции по большей части стали устаревшими. Быстрая смена политического климата в свое время не позволила сформировать достойную и отвечающую требованиям рынка законодательную базу. И на сегодняшний день в Российской Федерации скопилась масса законодательно не разрешенных вопросов, в том числе и во внешнеэкономической деятельности. Такое положение усложняет в первую очередь работу судебных органов и тормозит развитие экономических отношений.

Структура нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации представлена в таблице и включает четыре уровня:

  • - международные нормы;
  • - законодательные акты государства;
  • - подзаконные акты органов исполнительной власти;
  • - распорядительные документы организации.

Международные нормы. По общепринятому правилу международные нормы имеют приоритет над национальными законами. Данное утверждение в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Международные соглашения бывают двусторонними и многосторонними. Двусторонние соглашения - это договоры, содержащие взаимосогласованные права и обязанности двух равноправных участников (контрагентов) и, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров (в них могут определяться условия этих поставок), вопросов налогообложения (соглашения об избежании двойного налогообложения) и др.

Многосторонним соглашением признается договор, заключенный между более чем двумя сторонами. Примером такого договора служит Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), вступившая в силу с 01.01.1988, число участников которой приближается к 200. Россия - правопреемница СССР - ратифицировала эту Конвенцию в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, подписавших ее.

Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Она дает определение международного договора. Согласно Венской конвенции международный характер сделка приобретает в случае, если коммерческие предприятия сторон из договора международной купли-продажи находятся на территории различных государств - участников Конвенции и государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Это означает, что Венской конвенцией не признается международным договор купли-продажи, заключенный между организациями разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства. В то же время договор купли-продажи, заключенный между организациями одной государственной принадлежности, но находящимися в разных государствах, в силу положений Венской конвенции будет считаться международным. Анализ статей Венской конвенции показывает, что объектом договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие, является только движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования. Под понятие "международная купля-продажа" не подпадает продажа ценных бумаг - акций, фондовых и обеспечительных бумаг, а также электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке. Кроме того, имеются ограничения и в отношении видов продаж: из сферы применения Венской конвенции исключается продажа движимого имущества с аукциона, в порядке исполнительного производства либо осуществляемая любым иным образом в силу закона. Не распространяется действие Венской конвенции и на те договоры, предметом которых выступает выполнение работ или оказание услуг, даже если при этом имеет место поставка товара (например, продажа товаров, изготовленных из давальческого сырья).

Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства независимо от наличия ссылок в контрактах на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

Это значительно облегчает внешнеторговые отношения коммерческих структур, так как в национальных законодательствах разных стран и в различных системах права имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов. Однако в силу упомянутых ранее ограничений в отношении применимости Венской конвенции стороны внешнеэкономической сделки могут регулировать свои отношения по контракту нормами права страны одного из участников сделки или нормами права третьей страны. Национальное право большинства стран мира предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности свободу в выборе применимого права. Однако сам выбор сопряжен с большими сложностями, так как требует глубокого знания иностранного права, регулирующего коммерческие отношения. Поэтому для российских экспортеров и импортеров в этом случае в качестве применимого права целесообразно избирать право Российской Федерации.

В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая сейчас, - в 2010 г. ИНКОТЕРМС являются источником международного частного права не сами по себе. Нормы, составляющие их содержание, представляют собой сложившиеся в международной коммерческой практике правила, приобретшие или приобретающие качество юридической обязательности. Стороны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте.

ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. содержат детальную регламентацию типов контрактов, применяемых в международной практике. Тип контракта позволяет определить его базисные условия, отличающие его от другого контракта. Базисные условия включают в себя:

  • - перевозку товара;
  • - страхование товара;
  • - момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
  • - момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя;
  • - передачу товара продавцом покупателю.

Тип контракта указывает, каким образом определяется объем прав и обязанностей продавца и покупателя применительно к базисным условиям.

В ИНКОТЕРМС 2010 г. можно выделить четыре группы типов контрактов, связанных как с морскими, так и с комбинированными перевозками. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца.

Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы:

Группа E - Место отправки (Departure);

Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);

Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);

Группа D - Доставка (Arrival).

Законодательные акты государства. При оформлении внешнеторговых сделок контрактом российские участники внешнеэкономической деятельности должны придерживаться национального законодательства в отношении его формы. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контракт должен заключаться в письменной форме. Законодательство России (ст. 434 ГК РФ) предусматривает разные способы заключения договора в письменной форме. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; допускается и обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).

Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.

Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.

На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, Федеральными законами "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации" и др.