Некая таинственная субстанция, эманация человеческой души. Проблемы средневековой философии Чем различаются значения терминов эманация и создание

] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии , основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл , Левкипп , Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона , как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя , др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα ) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме . Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус , νόος , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» (меон , μείων ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи : наличие

позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как "первоогня", пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до "холодной" неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой "сперматического логоса" в стоицизме): "представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание "дерзости" - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом "восхождения к Единому" и передается термином "экстаз", у Прокла в "Первоосновах теологии" формулируется тезисом: "все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе" (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре "припоминания" душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом "эросе" - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение ("истечение от верховного светоча"), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: "искра Божья" в душе человеческой и ее "устремление к соединению с Божественным светом" у Амальрика Бенского в христианстве; "капля, стремящаяся в океан" у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ("Ареопагитики" и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической (Э. как основа принципа "аналогии бытия", открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свет Солнцем ("Государство", VI). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христианства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше "из среды огня" (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура "Солнце"); в концепции ишракийа (арабск. "ишрак" - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет ("Сияющий" у Сухраварди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей "свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид" (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см. этимологию понятия "Просвещение").

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова эманация

эманация в словаре кроссвордиста

эманация

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

эманация

эманации, ж. (латин. emanatio) (книжн.).

    только ед. Истечение чего-н. откуда-н., появление чего-н. в результате выделения из чего-н. более сложного.

    То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По представлению древних, вселенная есть эманация божества.

    только ед. Излучение, испускание лучей радиоактивными веществами (физ.).

    То, что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ (физ., хим.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

эманация

    ж. Истечение, излучение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира (в древнеримской философии).

    ж. устар. Старое название радона.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

эманация

Em, исторически первое название элемента радона.

эманация

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio - истечение, исхождение) центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

Эманация

Эмана́ция :

  • Эманация - истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения.
  • Эманация - в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума.
  • Эманация - в физике, испускание лучей радиоактивными веществами (см. радиоактивный распад); то что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ.
  • Эманация (Em ) - в химии название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона. Ранее «эманацией» называли сам химический элемент радон.
  • Эманация - каббалистический термин.

Эманация (философия)

Эмана́ция , понятие античной философии, онтологический вектор перехода от [ семантически и аксиологически ] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии, основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона, как иррадиирующего и бытие как таковое (апорройя , - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме. Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия ( нус , , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» ( меон , ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

В отличие от теистического представления о « сотворении мира » как акте воли личного Божества, эманация в неоплатонизме понимается именно как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего. Содержание эманации мыслится данным безусловно в исходной точке полностью; на различных её этапах может происходить только последовательное оскудение (количественное уменьшение неизбывного качества), после которого - возврат к началу.

В рамках теизма эманация была отвергнута как непозволительное учение о якобы необходимости для Бога творения мира. По учению Святых отцов Церкви, Бог творит мир совершенно свободно, без всякого внутреннего и внешнего принуждения, исключительно по своей благости, любви, смирению, для пользы создаваемых Им тварей. В мистическом контексте это понимание задало идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником (напр. «искра Божья» в душе человеческой и её «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Бенского в христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у аль-Газали в исламе и т.п.).

Парадигма эманации снимает проблему теодицеи: наличие зла здесь обусловлено иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток Блага.

Концепция эманации глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры. Она вошла в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (« Ареопагитики » и трактовка Святого Духа в Символе веры), оказала принципиальное содержательное воздействие на развитие теологии как в апофатической версии (эманация как непостижимый след трансценденции), так и в катафатической.

Концепция эманации оказала определяющее влияние на прогресс европейской философской традиции, задав специфическое оформление как средневековой схоластике (Иоанн Скот Эриугена), мистике (Мейстер Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Джордано Бруно).

Примеры употребления слова эманация в литературе.

На пути к Миру Огненному нужно явить бережность и глубокое распознавание эманаций .

А отдельные боги уже отражают переход от бескачественного Первоединства к понятийно качественной ноуменальной сфере с дальнейшей и уже ослабевающей эманацией божественности в космической душе и внутри самого космоса в виде бесконечной иерархии демонических существ вплоть до человека.

Так вот вулканы тоже выпускают в атмосферу вредоносные газы, но никому в голову не приходит селиться или возделывать землю в местах подобных эманаций .

Агни Иог разряжает пространство, и он является впитывающим все эманации .

И я бы погиб, отравленный жуткими эманациями большой круглой печати и банды канализаторов, и кончил бы жизнь свою в лучшем случае экспонатом нашего институтского вивария.

Именно психизм и медиумизм отвращает человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями , что вся сущность меняется.

Сначала выделение чистой эманации потерпело неудачу из-за неправдоподобно малых количеств, которые могли быть получены из миллиграммовых количеств соли радия.

В противоположность известным на Востоке и на Западе учениям, пророки не считали, что Вселенная образована из предвечной Материи или же что она есть эманация , излияние Божества.

И, если бы я не решил посвятить себя наукам, тогда, пожалуй, можно было бы даже заняться подробным изучением и моих собственных руководительских эманаций .

Вопрос в различии между радиоактивными эманациями и благородными газами,-- невозмутимо продолжал д-р Хан,-- возникает и отпадает со вторым вопросом профессора Таммана -- является ли радий элементом?

Духи по этому поводу говорят, что каждый регион земного шара привлекает из Космоса свои особенные флюиды, гармонирующие с эманациями почвы.

Рамзай заинтересовался явлением радиоактивности, когда появилось сообщение о том, что радиоактивные эманации химически так же индифферентны, как и благородные газы.

И не Гордей Отава стоит в измученной шеренге, а сама его эманация , невыразительная мгла, и Шнурре тоже не было, а было пустое место на возвышении, и с этого пустого места доносились бессмысленные слова, в которых безнадежно было бы доискиваться смысла.

Полное и совершенное развитие Выражения второго Аспекта Двойственности Триединого Эволюта Образуется в Высшем Священным Действием Человека-Будды: это Священное Действие есть Воскрешение из Мертвых тех, кто есть Состав Общего Числа Воплощений Сущности Высшего, одною лишь Эманацией Усмотрения Реактора Эволюции в Пространстве Высшим, Тем, Кто есть Альфа-и-Омега -- Первый-и-Последний Состава Общего Числа Воплощений Сущности Высшего Беспредельности -- Абсолют Будд.

Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм

объяснения мирового процесса. Эманация противоположна эволюции. Эволюция

полагает идею совершенства в конце процесса, эманация, напротив, в его начале,

а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем

истечения. На конкретном примере отношение эволюции к эманации представляется

в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из

мертвой материи - эманацию, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.

Нельзя сказать, чтобы теория эманации была отжившей, хотя несомненно, что

эволюционизм в XIX в. взял верх над Эманацией В истории эманационных теорий

выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и

Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Эманация имеет

некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно

пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения

солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света

уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и

совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем

последней, худшей ступенью является материя. Представление об эманации

естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени

бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из

Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей

(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -

отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею эманации с своеобразными

видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий

Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал эманацию с

эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же

время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из

творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих

идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,

возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является

самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у

Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в

восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии эманация

появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду

теория эманации представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд

звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от

первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.

Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не

трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится

отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,

возражения, которые могут быть сделаны против теории эманации, тожественны с

возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,

изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного

явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической

его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что эманация

орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени

могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,

интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых

системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического

мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих

понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить

объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом

психическом мире ищут своего оправдания.

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ

(от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) - филос. , специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как развития Э. - нисхождение, дробление, рассеивание - противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об Э. всегда чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об Э. как «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от переизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: есть отсутствие блага, и неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой «отчизны». В дуалистических системах (пифагореизм , гностицизм) Э. обычно провоцируется сознательным актом предвечной «дерзости». Один из наиболее распространенных образов Э. как «истечения» - солнце и солнечный свет - был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам Э. привела Иоанна Скота Эриугену; несомненно ее влияние на нем. мистиков 14 в. (И. Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ЭМАНАЦИЯ

(от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. ,) , филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм , неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу) , возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм , гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» . Один из наиболее распространённых образов Э. как «истечения» - солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а-509 d) - был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопагит) , а также арабомусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт идр. ) , а также у Николая Кузанского.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanatio – истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все» (см. также ВСЕЕДИНСТВО). В эманацизму, учение об истории развития предполагает от низшего к высшему.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЭМАНА́ЦИЯ

(позднелат. emanatio – истечение, исхождение, распространение, от лат. emano – вытекаю) – популярный антич. философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших, когда высшие остаются в неподвижном и неисчерпаемом состоянии, а низшие выступают в постепенно убывающем виде вплоть до нуля. М а т е р и а л и с т и ч. учение об Э. принадлежит в той или иной мере почти всей древней натурфилософии. Так, Эмпедокл (А 90, В 109а) объяснял зрение истечениями из элементов, производящими соответствующие раздражения наших органов чувств. Систематич. форму это учение приобрело у атомистов, к-рые учили об отделении от атомов того, что они называли "видиками" (εἴδωλα). Эти "видики", "истекая" из самих атомов, попадают и в органы человеч. чувств, становясь причиной соответствующих ощущений (Левкипп А 29, ср. 30–31; Демокрит А I, 121, 135). И д е а л и с т ы учили об истечениях из идеального мира в . Платонизм выдвинул учение об Э. сверхразумного и сверхсущего Единого, или Блага, что у Платона (R. Р. VI 508а–509d) дано в полумифич. форме учения о Благе как о сверхразумном Солнце, излучающем из себя все , т.е. дающем всему быть, и быть познаваемым. Аристотель, не признавая такого Единого и считая, что оно является попросту единством разнообразного, развил учение об Э. как об энергии в противоположность потенции (Met. IX 6–9) и как о перводвигателе (Met. XII 6–10), к-рый движет всем миром энергийно. Это учение было разработано неоплатонизмом, в учении об Э. к-рого слились три тенденции: 1) платоновское понятие о Едином, соединенное с аристотелевской энергией; 2) о всеобщей текучести вещей в духе эллинистич. субъективизма, развитое особенно в стоицизме, вслед за к-рым неоплатоники понимали Э. в духе провиденциализма, фатализма и телеологии; 3) идеи монистической, имманентно присущей всей действительности активной подвижности первоначала. Стоики понимали это материалистически – как истечение первоогня, охватывающего своими творческими потоками ("художественно-творческий огонь") всю в виде огненной пневмы, доходящей до теплого дыхания у человека и замирающего в неорганич. природе. Стоило только понять эти стоич. истечения провиденциально-фаталистически и интимно-творчески (а их энергийно-смысловая была разработана уже Аристотелем), как уже получалось развитое неоплатонич. учение об Э. Таковы идеи Плотина о творч. "истечении" (III 4,3; 7,2; 8,9; IV 5, 2; 7,5; VI 7, 12, 22), световом излучении (I 1,8; V 1,6; 3, 15; VI 7, 5), оставляющем первооснову без всякой убыли в течение всей вечности (III 8, 9; IV 9, 5) и действующем не произвольно, но по строгим законам действительности (III 2,2; IV 8, 6; V 4, 1). Эту теорию Э. подробно разработал Прокл, пользовавшийся для Э. технич. термином "выхождение", "исхождение"), употребляемым, впрочем, уже Плотиной (VI 3, 12). У Прокла же учение об Э. достигло своего окончат, диалектич. и структурного оформления: "пребывание на месте" – Э. – "возвращение". В конце концов, несмотря на весь этой теории, интуитивно он остался все-таки в пределах того круговорота вещества в природе, к-рый издавна проповедовала еще древнегреч. . Учение об Э. встречается в философии средневековья и Возрождения. Здесь оно столкнулось с монотеистич. противопоставлением творца и твари и только сравнит, редко оставляло неприкосновенным теорию теистич. вероучения (как, напр., в Ареопагитиках или у Николая Кузанского). Большей же частью оно вносило сильный пантеистич. элемент, благодаря чему и приводило теистич. теорию креационизма к полной катастрофе (как напр., у Иоанна Скота Эриугена, нем. мистиков 14 в. или в натурфилософии Возрождения, особенно у Бруно).

Лит.: Muller H. F., Plotinische Studien I, "Hermes", 1913, Bd 48, S. 408–25; Armstrong A. H., "Emanation" in Plotinus, "Mind", 1937, v. 46, p. 61–66; Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965, S. 118–64.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio - истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος) - философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация - нисхождение, дробление, рассеивание - противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства. Учение об эманации чревато пантеистическими выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоистока мира. В монистических системах (платонизм) учение об эманации как о “естественной” продуктивной силе первоначала, “невольно” производящей низшее от преизбытка творческой мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, чтоуже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринципом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие эманации: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (Единому и умунусу), возможное в чувственном мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от ее умопостигаемой “отчизны”. В дуалистических системах (пифагореизм , гностицизм) эманация обычно провоцируется сознательным актом предвечной “дерзости” (τόλμα). Один из наиболее распространенных образов эманации как “истечения” - солнце и солнечный свет (ср. Платон. “Государство” VI 508 a-509d) - был воспринят христианской теологией (особенно Псевдо-Дионисием Ареопагитом), а также арабо-мусульманской и европейской средневековой мыслью. К пантеистическим выводам концепция эманации привела Иоанна Скота Эраугену; ее влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), у Николая Кузанского.

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭМАНАЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка

    эманация - и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей Бога. Павленков 1911. По представлению древних,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эманирование, излучение, радон, истечение Словарь русских синонимов. эманация см. излучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов

    - (от позднелат. emanatio истечение исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию … Большой Энциклопедический словарь

    ЭМАНАЦИЯ, эманации, жен. (лат. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего нибудь откуда нибудь, появление чего нибудь в результате выделения из чего нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По… … Толковый словарь Ушакова

    - (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины

    Эманация - (лат.emanatio истечение ағу) әлемнің жоғары құдайлықтан (оның шығармашылық, жаратушылық энергиясынан) «ағып шығуы», пайда болуы. Бұл жағдайда құдайлықтың өзі өзгеріссіз қалады, ал одан аққан кейін өзіне кері қайтады. Эманацияның теориясы теизм… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от позднелатинского emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как истечения солнце и солнечный свет (был… … Современная энциклопедия