Специфика орнаментально-декоративного оформления рукописей. Виды орнамента Орнаментальный украшать

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Открыла презентация книги об орнаментах рукописных старообрядческих книг, которую представляла ее автор – Варвара Каширина – доктор филологических наук, преподаватель палеографии Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Книга «Орнамент старообрядческих рукописей. Поморье. Гуслицы» вышла в 2015 году. В ней систематизированы и опубликованы образцы орнаментов и буквиц нескольких рукописей из собрания Музея имени Андрея Рублева.

Варвара Каширина:

Особенности орнаментов старообрядческих книг

Среди рукописных книг своими затейливыми узорами выделяются старообрядческие рукописи. Орнаментальные узоры указывают не только на принадлежность рукописи к старообрядчеству, но и позволяют сразу определить, к какому согласию принадлежит книга.

Основные элементы орнаментального декора книг

– заставки-рамки (служат для обрамления текста на титульном листе, фронтисписе и т. п.);

– заставки (предназначены для украшения начальных разделов текста, большие заставки – для основных разделов, малые заставки – для второстепенных);

– инициалы (заглавные буквы укрупненного размера в начале текста, выступают как связующее звено между заставкой и текстом, соответственно могут быть большими и малыми);

– полевые украшения (украшения на полях рукописи, как правило, в начале раздела текста).

– концовки (завершают текст отдельных произведений, глав и т.д.)

Художественные особенности книжного орнамента поморского типа

Заставки, в которых доминирует золото, красный и белый цвет, органично сочетают особенности художественного оформления старопечатных книг с орнаментом народного прикладного искусства. Приемы и формы стилизованного старопечатного орнамента, пришедшие в русскую книгу из западных изданий: крупные барочные цветы, «крины» европейского барокко для придания объемности снабжены легкой темной подштриховкой.

В заставках присутствуют образцы народного стилизованного орнамента растительных форм, которые сочетаются с характерными природными элементами Северного края: гроздей морошки, ягод брусники, клюквы. В орнамент во множестве включены фигурки чаек с веточками в клювах.


Миниатюра Андрей Денисов и заставка из его жития (1810-е гг.)

В инициалах присутствуют длинные орнаментальные ветки-отростки, стелющиеся иногда вдоль всего поля листа. В орнаментальных украшениях на поле первого листа может присутствовать изображение птицы Сирин как напоминании о рае.

В Поморье ко второй половине XVIII в. сформировался особый тип письма, получивший название поморского полуустава. Это было строгое, почти вертикальное, четкое и убористое письмо, ориентированное на старопечатные шрифты, украшенное киноварными инициалами с тонкими орнаментальными отростками, иногда необычайно пышным.

Художественные особенности книжного орнамента гуслицкого типа

Гуслицкие заставки отличаются ярким орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко. Краски всегда яркие, насыщенные: синий, голубой, розовый, бирюзовый, желтый с оранжевым оттенком, с середины XIX в. – в сочетании с обильным золочением. В отличие от поморского, гуслицкий орнамент лишен той графичности, которую придает штриховка чернилами.

В гуслицком орнаменте присутствует цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. Штриховка делалась цветом основного тона раскраски, накладывалась или по белому фону бумаги, как бы обрамляя основную раскраску, или поверх основного тона более темным цветом. Яркая манера раскраски веерообразными пучками цвета из одной точки была тесно связана с народным искусством раскраски деревянной утвари и посуды.

Заставки-рамки часто занимают всю страницу и представляют собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Верхний ярус имеет некую динамику, устремление ввысь. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному – мотив, характерный для народного декоративно-прикладного искусства.

В инициалах присутствует лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом и вровень с инициалом. Внутренняя часть букв, всегда объемных и широких, декорирована цветными (иногда с золотом) завитками орнамента. Часто ножки больших инициалов украшены чередующимися разноцветными орнаментальными полосами. Инициалы, в основе своей восходящие к старопечатным, дополнены необыкновенными цветами, травами и виноградными гроздьями.

Инициалы украшались по-разному, в зависимости от того, какое песнопение в службе они начинали. Заглавные стихиры на «Господи воззвах» на Великой вечери чаще всего были полихромными. Киноварные инициалы в первых стихирах, как правило, с более пышной орнаментикой, во всех последующих стихирах – украшены более скромно.

Всероссийская проверочная работа для 7 класса. Вариант 1.

Выполнила Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга


Прочитайте текст и выполните задания 1–5.

(1)Для оформления документов в государственной, общественной жизни страны используется стиль. (2)Пример этого стиля – Конституция РФ. (3)Но не только на государственном уровне создаются тексты такого стиля, любому человеку на протяжении всей его жизни приходится составлять договоры, писать заявления, заполнять анкеты, получать справки.


1. Какое сл ово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в первом

предложении текста?

2. Выпишите грамматическую основу из второго (2) предложения текста.

Ответ: _______________________


3. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику первого (1) предложения текста.

Предложение простое (по количеству грамматических основ), (по наличию второстепенных членов предложения).

Ответ: _______________________


4. Укажите, какой частью речи является слово ТАКОГО из третьего (3) предложения текста. Ответ: _______________________

5. Выпишите из текста слово со значением «основной закон страны». Ответ: _______________________


Прочитайте текст и выполните задания 6–20

(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом

обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом – своего рода суперобложкой.


(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками.

(5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку – заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц.

(По Ю.С. Рябцеву)


1–2 предложениями. Ответ: _______________________

7. В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения. Ответ: _______________________


8. Среди предложений текста найдите такие, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему возникло выражение писать с красной строки?» Напишите номера этих предложений. Ответ: _______________________ 9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение

написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).

Ответ: В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что …


10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

орнаментальный, украшать,

количество, старинный,

рисунок, изображение,

концовка, инициал,

Ответ: _______________________


11. В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.

обработанной

сохранности

придавая

завершался

небольшую Ответ: _______________________


12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

писали

требовалось

утверждают

делали

говорят Ответ: _______________________


13. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).

Ответ: НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что …


14. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

1) краснее

2) более красный

3) более краснее

4) самый краснейший Ответ: _______________________


15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

требуют

(за) двумя

(из) букв

(с) ею Ответ: _______________________


16. Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол. Ответ: _______________________

17. В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1)

РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)

ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4)


КРАСНОГО цвета (предложение 7)

НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8) Ответ: _______________________


18. Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК. Ответ: _______________________

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованызнаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения.


Историки утверждают,(1) что на одну книгу в зависимости от размера и

количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных,(2) вот

почему книга стоила недёшево. Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева,(3) украшали металлом – своего рода суперобложкой… Завершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком,(4) чаще изображением двух птиц. Ответ: _______________________


20. Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами.

Запишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________


Ответы:

1. официально-деловой деловой

2. пример – Конституция пример – Конституция РФ

3. распространённое

4. местоимение указательное местоимение

5. Конституция

6. Сообщить познавательные сведения о рукописных книгах.


Ответы:

9. В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что это имя прилагательное образовано с помощью суффикса -Н- от основы имени существительного, оканчивающейся на -Н-.

10. старинные любое другое слово из текста с проверяемой безударной гласной корня.


Ответы:

11. придавая

12. утверждают

13. НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что это

имя прилагательное можно заменить синонимом без НЕ,

например словом «маленьким».

14. 3, 4


Ответы:

15. (с) нею (с) ней

16. требовалось

17. чудесными (рисунками)

18. изображением

19. 1, 2

20. 2, 3


Использованная литература:

  • Сайт ФИПИ.Открытый банк оценочных средств по русскому языку. Контрольные измерительные материалы по русскому языку в 7 классе- http://www.fipi.ru/newrubank

Фон презентации - http://www.xsjjys.com/old-paper-wallpapers.html

) заходят в раздел «Орнаметы» почти на 20% чаще, чем в раздел «Шрифты», что является более чем наглядным подтверждением нынешних тенденций. В вышеупомянутом разделе «Орнаменты» сейчас уже насчитывается более 1200 изображений в трех наиболее распространенных векторных форматах - .CMX, .AI и.EPS. Они рассортированы по разделам - «Концовки», «Бордюры», «Рамки» и т.д. Особой популярностью пользуются орнаменты в стиле Ренессанса и Арт Нуво. А вот правильно ли их используют? Ведь применение орнамента требует знания таких же правил, как и применение шрифта, - рисунок орнамента должен быть органично связан с содержанием текста (см. статью «Шрифты, которые мы выбираем», КомпьюАрт, №4’2000)

Для того чтобы лучше разобраться в специфике орнамента, вам предлагается данная статья.

Помимо шрифта, без которого невозможно восприятие содержания печатной книги, и иллюстраций, помогающих читателю осваивать ее содержание, большую роль в книге играло и играет декоративное оформление.

В книге существуют самые разные приемы декоративного убранства. Наиболее часто употребляют элементы декора, за которыми закрепилось название «орнамента». К декоративному убранству относятся также обрамления («полатки»), примером которых может служить известная гравированная на дереве рамка работы русского первопечатника Ивана Федорова, использованная им в трех изданиях для выделения, выявления отдельной фигуры или заглавия книги. Обрамления эти выполняются в виде триумфальной арки (как у Ивана Федорова) или в виде балдахина, навеса, врат (рис.1). Часто обрамления напоминают архитектурный свод, поддерживаемый по бокам столбами, колоннами, фигурами, или растительный свод с деревьями, ветви которых переплетаются наверху, или раму окна, или венок (рис. 2).

Основными местами применения обрамлений издавна были титульный лист, переплет или суперобложка.

Кроме орнамента и обрамлений, в книге на переплетных крышках или суперобложках из плотной бумаги как средство декоративного оформления используют приемы рельефного (конгревного) тиснения, создающие порой превосходные эффекты рельефной декорации.

Особенности орнамента

Орнамент в книге наиболее часто применяется в заставках и концовках, а также встречается в составных рамках, фонах, розетках и украшенных буквицах.

Слово «орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.

Особенности орнамента состоят в следующем.

Во-первых, каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов, в композиции создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами и выявляются при техническом анализе мотива.

Во-вторых, орнамент, в отличие от живописной картины или станковой графики, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, архитектурного сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п. Служебная, подчиненная роль орнамента по отношению к орнаментированному предмету - его специфический признак.

Композиционно в орнаментах различают следующие элементы: центральные (включающие срединные акцентирующие мотивы), основные (образующие основную массу узора), уголки (предназначенные для образования углов в обрамлениях) и, наконец, завершающие элементы .

Являясь средством декоративного украшения книги, орнамент не должен быть безразличным и пассивным по отношению к ее содержанию. Его задача - эмоционально воздействовать на читателя, «вводить» читателя в книгу, создавать у него определенное настроение. Эмоциональное воздействие орнамента в какой-то мере подобно воздействию музыки. Орнаментальные мотивы могут вызывать радость, бодрость, ощущение покоя, движения и т.д.

Орнаментированные заставки, концовки, рамки, буквицы и пр. отмечают начало и конец текста, объединяют и расчленяют его, оживляют переплеты, обложки, титульные листы, форзацы, делают их не только радующими глаз, но и осмысленными.

Орнаментальные заставки предназначаются для украшения начальных полос текста: глав, частей, разделов и т.д., если главы, части, разделы идут со спуска.

Орнаментальные концовки используются в концевых полосах, завершающих текст отдельных произведений, глав, частей, разделов и т.д.

Орнаментальные рамки служат для обрамления текста на переплете, обложке, титульной странице и т.п.

Орнаментальные фоны применяются для украшения форзацев, обложек и других элементов книги.

Буквицы , инициалы ставятся в начале текста (глав, разделов, частей книги) и часто выступают как связующее звено между заставкой и текстом. В буквицах наиболее близко и непосредственно соприкасается и переплетается шрифтовая и орнаментальная графика.

Типы орнамента

Орнаменты многообразны. Их различают прежде всего по содержанию мотивов:

    геометрические;

    природные;

    образованные из предметов, созданных человеком;

    образованные из символов и эмблем.

Геометрический орнамент состоит из линий и геометрических фигур. Простые линейки, если они употребляются в качестве украшения, могут рассматриваться как геометрический орнамент. К мотивам геометрических орнаментов относятся также зигзаги, меандры (узор из ломаных линий - по древнегреческому названию очень извилистой реки Меандр), треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали и другие фигуры геометрического характера (рис.3 и 4). Простейшие сочетания геометрических фигур и линий могут создавать довольно разнообразные формы орнаментов.

Мотивы для природного орнамента дает мир растений. Эти мотивы творчески перерабатываются художником, в зависимости от назначения орнамента и техники его воспроизведения. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ, в том числе фантастические изображения животных и людей (например, в тератологическом орнаменте, имевшем распространение в древней рукописной книге - рис. 5 и 6).

К орнаментам, образованным из изображений предметов, созданных человеком, относятся орнаменты из плетений, имевшие распространение в древних книгах всех стран (рис. 7 и 8). В качестве таких орнаментальных мотивов могут быть использованы также орудия труда.

В качестве символов, имевших различный смысл, в орнаменте использовались всевозможные изображения растений, животных и неодушевленных предметов. В китайском искусстве символическое значение имели изображения цветов, драконов и пр. У египтян лотос и папирус были символами духовной и физической жизни, перо птицы - символом верховной власти и т.п. В русском народном орнаменте символами были изображения сиринов (птиц с человеческой головой), львов, единорогов, петушков, коней и пр.

Советский период вызвал к жизни ряд новых символов и эмблем, связанных с социализмом. Серп и молот, пятиконечная звезда, башни Кремля - символы советской России. Наряду с новыми символами в орнамент советского периода перешли и некоторые старые мотивы, символизирующие победу и славу (например, листья дуба и лавра).

Нередко перечисленные четыре основные типа орнаментов составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов (рис. 9).

Необходимо оговориться, что отнесение основных мотивов орнамента к тому или иному типу весьма условно.

Также необходимо указать, что некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Изображения меандра, акантовых листьев применялись почти во всех исторических стилях. Однако изобразительная трактовка и композиционное их использование были различными в орнаментах разных народов.

Орнаменты делятся на несколько типов по способу сочетания раппортов и мотивов. В этом отношении различают орнаменты прерывистые , в которых каждый мотив легко выделяется (рис.10), и непрерывные , в которых мотивы не имеют границ (рис.11), рядовые (бордюрные) с линейным (горизонтальным или вертикальным) чередованием или повторением раппортов (где раппорты, непосредственно примыкая друг к другу, образуют ряд), и фоновые - с чередованием мотивов во всех направлениях (по горизонтали, вертикали и диагонали), благодаря чему образуются орнаментальные плоскости в виде фона. Рядовой орнамент используют в основном для образования бордюрной ленты в заставках и обрамлениях, фоновые - для оформления обложек, форзацев и т.п. Фоновые орнаменты могут составляться из рядовых; рядовые, в свою очередь, могут образовываться из фоновых.

В зависимости от расположения орнамента по отношению к орнаментируемой плоскости различают плоскостной , рельефный и углубленный орнаменты . В книге, например, наиболее распространен орнамент плоскостной, а рельефный и углубленный орнаменты применяются главным образом на переплетах.

По технике изготовления и применению различают орнаменты рисованные , наборные и политипажи .

Рисованные орнаменты художник создает специально для декоративного убранства одного издания, связывая содержание и орнамент с текстом, форматом и оформлением этого издания.

Наборные орнаменты, ранее отливаемые из типографского сплава или изготовляемые гальванопластически в виде отдельных металлических фигур, имели более универсальный характер и могли образовывать при наборе различные части книжной композиции (рамки, заставки, концовки, фоны и т.д.).

Наборные орнаменты применялись в книге издревле. Уже в западно-украинских изданиях Ивана Федорова на впервые введенном в русской книге титульном листе встречаются чисто наборные орнаменты. А в XVII в. из наборных металлических орнаментов составляют целые рамки. В XVIII в. в Россию активно ввозятся с Запада типографские орнаменты, довольно художественные по выполнению. Почти все известные типографии XVIII-XIX вв. широко применяли наборные украшения, комбинируемые самыми различными способами.

Примеры наборных орнаментов показаны на рис. 12-17 . Простейшие сочетания воспроизведенных раппортов позволяют создавать различные элементы графического оформления изданий (заставки, концовки, внутритекстовые украшения, рамки, угольники, фоны и т.д.).

Политипажи - это сюжетно-тематические или орнаментальные изображения, имеющие самостоятельный характер, то есть композиционно не сочлененные с другими элементами орнаментов или иллюстраций и рассчитанные на многократное применение в различных изданиях.

По композиционной замкнутости рисунка и технической его «нерасчлененности» политипажи примыкают к рисованным орнаментам. Поэтому политипажи можно рассматривать как промежуточную группу книжного убранства, часто переходящего в область иллюстрации (рис.18 и 19).

Периодом широкого применения наборного орнамента и политипажей в русской книге стала первая половина XIX в. Если в XVIII в. наборный орнамент и политипажи применялись главным образом для оформления текстовых страниц и титульных листов, то в XIX в. (особенно первой половине) наборный орнамент и политипажи широко применялись для оформления обложек.

Орнаментированные буквицы, так же как и орнаменты, могли быть рисованными или наборными. Рисованные буквицы, как и политипажи, представляют собой цельные композиционные формы.

Выразительные средства орнамента

Художник книги, стремящийся достигнуть высокого профессионального мастерства в орнаментике, должен прежде всего овладеть закономерностями композиционного построения орнамента. Тут наиболее существенна роль типизации и ритма .

Типизация в орнаменте представляет собой творческую переработку, видоизменение, преобразование форм действительности в формы орнаментальные. Этот процесс обусловливается культурой конкретного народа, эпохой, художественными взглядами самого автора.

Поскольку в основе любого орнамента лежит определенная натура, для типизации необходимо тщательное ее изучение. Лист дуба в орнаменте, хотя и не представляет собой точной копии реально существующего листа дуба, тем не менее должен передавать типичные, характерные черты этого и других дубовых листьев.

Несомненное влияние на типизацию оказывают назначение орнамента (для книги, архитектурного сооружения, узора на материи и т.п.); материал, на котором орнамент выполняется (бумага, камень, холст и т.д.), техника выполнения орнамента.

Художник книжного орнамента не стеснен особенностями материалов и техники исполнения в такой степени, как, например, мастер коврового узора. Книга допускает более свободную и разнообразную стилистическую трактовку узора, чем другие орнаментируемые предметы. Требование «книжности» орнаментального узора сводится в основном к увязке орнамента со шрифтом и другими элементами оформления книги.

Ритм широко проявляется в жизни и искусстве. Многие явления природы - смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. - происходят ритмически. Ритм присущ также трудовым процессам (косьбе, работе топором, молотом и т.д.), играм, танцам. Ярко выражен ритм в архитектуре, поэзии, музыке, пении - во всех видах искусства.

Ритм в орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех орнаментальных мотивов между собой и с украшением в целом. Ритмическая пропорциональность всех частей орнамента - одно из основных условий, обеспечивающих единство орнаментальной композиции. При этом пропорциональность частей орнамента не обязательно должна соответствовать соотношениям предметов в действительности. При определенных сочетаниях орнаментальных раппортов или мотивов может образовываться симметрия.

Симметрия - частное явление ритма, одна из наиболее ясно выступающих закономерностей в орнаменте. Различают симметрию зеркальную и свободную. В орнаменте, построенном на основе зеркальной симметрии, в середине изображения может быть проведена прямая линия (ось симметрии), которая делит его на две равные части. В орнаменте, построенном на основе свободной симметрии, отдельные части могут иметь некоторое отступление от точного зеркального повторения.

В ритмическом построении орнамента зачастую немалую роль играет и цветовое решение орнаментальной композиции (рис. 20, 21, 22).

Типизация и ритм в орнаменте - средства, придающие ему особую выразительность. Но пользоваться ими нужно не ради них самих, а для выполнения тех задач, которые художник хочет решить своим орнаментом.

Требования к орнаменту

Одно из самых главных требований, предъявляемых к книжному орнаменту, заключается в связи орнаментальных мотивов и композиции с содержанием издания и его назначением. Поэтому применение различных видов украшений в книге зависит прежде всего от типа и вида изданий. Такие украшения, как заставки, концовки, инициалы, наиболее широко применяют в изданиях художественной литературы и в книгах по искусству. В некоторых учебных, отчасти в научных и других специальных изданиях украшения противоречат документальному характеру текста. Поэтому в таких изданиях украшения или не применяются совсем, или имеют ограниченное применение. Во всяком случае украшения не должны создавать излишней пестроты в оформлении.

Во всех случаях применения в книге орнамента (на титуле, контртитуле, фронтисписе, шмуцтитулах, спусковых, концевых страницах и т.д.) он, как правило, должен иметь подчиненное, второстепенное значение, чтобы не мешать восприятию шрифта. Орнамент в книге должен восприниматься не как чужеродный элемент, а как часть общей книжной композиции, которая наряду с другими графическими элементами (шрифт, иллюстрация) участвует в формировании целостного образа книги.

При решении книжного орнамента немалое значение имеет его связь с другими элементами оформления книги (особенно со шрифтом и иллюстрацией). Примерами удачного сочетания можно полюбоваться в работах художников Дмитрия Бажанова, Николая Ильина, Владимира Фаворского и др.