2.2. Демографическая политика в зарубежных странах
В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики:
1) политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран);
2) политика, направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.
_________________________
www.eup.ru/Documents/2006-07-12/44B32-1.asp
Рассмотрим страны с демографической политикой, направленной на увеличение численности населения.
Франция.
Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.
Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн. человек, 1901 год - 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.
Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3-0,4%.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталистской демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.
Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.
Помимо этого выплачивается ряд иных пособий.
Швеция.
Росту населения в последние годы способствует активная демографическая политика; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов.
Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка.
Большое внимание уделяется проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.
Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.
Евросоюз.
Между странами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.
Семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.
В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.
Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.
Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.
США.
Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.
Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.
Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:
либерального индивидуализма как высшей ценности;
трудовой этики как базового элемента системы ценностей;
доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;
свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;
распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;
влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;
определенное оправдание расизма;
отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).
Самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.
В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.
В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.
_________________________
Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. - 25 (277)
Выполнила: ст. гр. 07-ДГУ-1
Л.А.Каломинская
Проверила: Н.В.Андреева
Краснодар
1. Демографическое старение населения………………………………….………3
2. Демографическая политика в развитых странах…………………………….7
2.1 Демографическая политика во Франции………………………………….8
Задача 2…………………………………………………………………………….11
Задача 3……………………………………………………………………………12
Задача 4…………………………………………………………………………….13
Список использованных источников……………………………………………14
1 Демографическое старение населения
Под старением населения, или демографическим старением, понимают увеличение доли пожилых и старых людей в населении. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции.
Различают два типа старения населения:
Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости;
Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.
Слова «снизу» и «сверху» употреблены здесь в связи с особым графическим способом изображения возрастной структуры населения (так называемой возрастной пирамиды). Снижение рождаемости приводит к сужению основания пирамиды, а снижение смертности в старших возрастах - к расширению ее вершины.
На процесс старения населения статистики и демографы обратили внимание еще в конце XIX в. Однако научное изучение масштабов, причин и последствий демографического старения началось только в первой четверти XX в. Исследования демографов разных стран (А.Я. Боярский, СССР; Ж. Буржуа-Пиша и А. Сови, Франция; Э. Коул, США, и др.) показали, что население старело за счет снижения рождаемости, т.е. имело место старение снизу. Рост продолжительности жизни, происходивший в развитых странах мира в первой половине XX в., практически не имел отношения к старению населения, поскольку был в те годы обусловлен почти исключительно снижением младенческой смертности, которое могло вызвать не столько «старение», сколько «омоложение» населения.
Согласно широко распространенному представлению старение населения связано со снижением смертности. На самом деле это не так. Главная причина старения, а в России практически единственная, - снижение рождаемости. Смертность же в наших условиях замедляет старение, потому что многие не доживают до старости или живут в преклонном возрасте меньше, чем в других странах, добившихся значительных успехов в увеличении продолжительности жизни. Там процесс старения характеризуется не просто общим ростом доли лиц в возрасте старше 60 или 65лет, а опережающим ростом самого верхнего сегмента возрастной пирамиды, так называемых самых старых.
Население России 1999: Седьмой ежегодный демографический доклад. М., 2000. С. 43.
В настоящее время в развитых странах Запада и Японии ситуация изменилась. Рождаемость здесь является низкой или очень низкой и, что в данном случае важнее, если и изменяется, то незначительно. При этом благодаря достижениям медицины резко снизилась смертность в пожилых и старческих возрастах, следовательно, продолжительность жизни выросла и продолжает расти именно по этой причине. В этих условиях на место старения снизу пришло старение сверху.
В нашей стране ситуация совершенно иная. Население продолжает стареть снизу, так как рождаемость по-прежнему снижается, а смертность в старших возрастах практически не уменьшается, продолжительность жизни не растет, оставаясь катастрофически низкой по сравнению с продолжительностью жизни во всех развитых и даже некоторых развивающихся странах.
В качестве критерия для оценки демографического старения используют долю в населении лиц старше определенного возраста. В России и во многих других странах это возраст 60 лет, в развитых странах Запада и в международной практике - это возраст 65 лет.
Соответственно для измерения старения населения используют специальные шкалы, основанные на указанных значениях возраста. Если в качестве критерия используется возраст 60 лет, то применяется шкала Ж. Божё-Гарнье-Э. Россета (табл. 1).
Таблица 1
Шкала демографического старения Ж.Божё-Гарнье – Э.Россета
Если в качестве критерия используется возраст 65 лет, то применяется шкала демографического старения ООН, согласно которой население с долей лиц в возрасте 65 лет и старше, меньшей 4%, считается молодым, если эта доля меньше 7%, то население находится на пороге старости, а если она равна 7% и более, то население считается старым.
Старение населения происходило и происходит неравномерно по разным странам. Своеобразным лидером здесь была Франция, в которой уже в 1870 г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше превысила 12%, т.е. началась демографическая старость по шкале Ж. Божё-Гарнье-Э. Россета. В 1901 г. этот порог демографической старости переступила Швеция, в 1931 г. - Великобритания, в 1937 г. - Германия.
По данным на середину 1998 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составляла во всем мире 7%, в том числе в развитых странах - 14, в развивающихся - 5 и в наименее развитых странах - 4%. На графике 3.9 показано, как по среднему варианту прогноза ООН (пересмотр 1998 г.) будет изменяться доля населения лиц в возрасте 60 лет и старше во всем мире и некоторых регионах и странах в период до 2050 г. По шкале демографического старения ООН 215 стран и территорий, учитываемых международной статистикой, распределялись в середине 1990-х гг. следующим образом:
61 страна с общим населением в 1200 млн человек относились к странам со старым населением;
Рисунок 1 – Динамика старения населения мира и отдельных регионов
58 стран с общим населением в 2 700 млн человек находились на пороге демографической старости;
73 страны с общим населением в 980 млн человек имели демографически молодое население;
О 23 странах сведения отсутствовали.
Иначе говоря, страны мира довольно равномерно распределяются по шкале демографического старения.
В России процесс старения населения начался позже и в течение длительного времени происходил гораздо медленнее, чем в странах Европы.
За 1897-1959 гг. доля лиц в возрасте 60 лет и старше увеличилась только с 7 до 9%, т.е. российское население продолжало в общем оставаться молодым. Однако быстрое падение рождаемости в 1960-е и последующие годы привело к тому, что население России стало стремительно стареть: по данным переписи населения 1989 г., эта доля превысила 15%, а к началу 2001 г. достигла 18,7% (среди мужчин эта доля составляет 13,9%, среди женщин - 23,0%). Это означает, что сегодня практически каждый пятый житель нашей страны имеет возраст старше 60 лет. Иначе говоря, население России в отношении старения «опережает» данные процитированного выше прогноза ООН.
Старение населения порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Увеличение их доли на фоне сокращающейся абсолютно и относительно численности экономического активного населения ведет к росту демографической нагрузки, создает дополнительные трудности в пенсионном обеспечении. Даже в Японии, в стране, уровень и продолжительность жизни которой несравнимы с нашими, сверхнизкая рождаемость вынудила правительство пойти на увеличение пенсионного возраста до 70 лет. Усиливаются проблемы одиночества и депривации пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поколений. Учет тенденций и последствий демографического старения является одной из важнейших задач социальной политики.
2 Демографическая политика в развитых странах
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.
Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.
Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Отношение в западных странах к демографическим проблемам определяется как эгалитаристское, включающее соблюдение принципов демократии, социальной справедливости и прав человека. Они предполагают исключение репрессивных мер, превосходство индивидуального решения. Большинство промышленно развитых капиталистических стран к низкой рождаемости относятся неопределенно. Политика по увеличению рождаемости отмечалась во Франции, Греции, Люксембурге. Это не означает, что правительства западных стран не имеют демографических целей. Скорее всего, они не выражают их в явном виде.
Рассмотрим в качестве примера проведения демографической политики в экономически развитой стране – Франции.
2.1 Демографическая политика во Франции
Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн.человек, 1901 – 40,7 млн. человек, 2002 – 59,8 млн. человек, 2010 - .
В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн.человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн. человек.
Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) – 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 – 0,4 %.
Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн.человек, что обеспечило ¾ общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, ¼ строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек – за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек – за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.
Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.
В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:
Пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
Пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
Пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
Семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц.
Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.
Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит отдохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей – до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.
Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелый болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.
В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка.
Задача 2
В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. человек. За год прибыло из других районов 0,9 млн.человек, убыло – 0,5 млн.человек. Определить сальдо миграции, валовую миграцию, коэффициенты интенсивности миграции.
Решение:
1) Сальдо миграция:
СМ = П – В = 0,9 – 0,5 = 0,4 млн. человек
2) Валовая миграция:
ВМ = П + В = 0,9 + 0,5 = 1,4 млн. человек
3) Коэффициент интенсивности миграции по прибытию:
КИМ П = П/ЧН * 1000 = 0,9/15 * 1000 = 60 ‰
4) Коэффициент интенсивности миграции по выбытию:
КИМ В = В/ЧН * 1000 = 0,5/15 * 1000 = 33 ‰
Задача 3
По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. человек: - наличное население – 400; - временно присутствовало – 62; временно отсутствовало – 50; В течение года (в тыс. человек): - родилось – 8; - умерло – 9; - прибыло на постоянное жительство – 7; -- выбыло в другие регионы на постоянное жительство – 6.
Требуется определить: А) 1. Численность постоянного населения на начало года. 2. Численность постоянного населения на конец года. 3. Среднегодовую численность постоянного населения. Б) Коэффициенты: 1. Рождаемости; 2. Смертности; 3. Естественного прироста; 4. Жизненности; 5. Прибытия; 6. Выбытия; 7. Общего прироста численности населения.
Решение:
А) 1. Численность постоянного населения на начало года:
ЧН нач.года = 400 + 50 – 62 = 388 тыс. человек
2. Численность постоянного населения на конец года:
ЧН кон.года = 388 + 8 – 9 + 7 – 6 = 388 тыс. человек
3. Среднегодовая численность постоянного населения:
ЧН = (ЧН нач.года + ЧН кон.года)/2 = 388 тыс. человек
Б) 1. Коэффициент рождаемости:
К рожд = N рожд /ЧН * 1000 = 8/388 * 1000 = 21 ‰
2. Коэффициент смертности:
К смерт = М смерт /ЧН * 1000 = 9/388 * 1000 = 23 ‰
3. Коэффициент естественного прироста:
К е.п. = К рожд - К смерт = 21 – 23 = -2 ‰
4. Коэффициент жизненности:
К жизн = N рожд / М смерт = 8/9 = 0,9
5. Коэффициент прибытия:
К V+ = V + /ЧН * 1000 = 7/388 * 1000 = 18 ‰
6. Коэффициент выбытия:
К V - = V - /ЧН * 1000 = 6/388 * 1000 = 15 ‰
7. Коэффициент общего прироста численности населения:
К прироста = К V+ - К V - = 18 – 15 = 3 ‰.
Задача 4
Население города на начало года составило 1,4 млн. человек, на конец года – 1,5 млн.чел. В течение года родились 40 тыс.чел., умерли 12 тыс.чел., в том числе 2 тыс.детей в возрасте до 1 года, заключено браков 20,5 тыс., расторгнуто 1,5 тыс. браков.
Определить: 1. Среднюю численность населения; 2. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, механического и общего прироста, брачности и разводимости.
Решение:
1. Средняя численность населения:
ЧН = (ЧН нач.года + ЧН кон.года)/2 = (1,5 + 1,6)/2 = 1,55 млн.чел.
2. Коэффициенты:
а) К рожд = N рожд /ЧН * 1000 = 45 000/1 550 000 * 1000 = 29 ‰
б) К смерт = М смерт /ЧН * 1000 = 13 000/1 550 000 * 1000 = 8,4 ‰
в) К е.п. = К рожд - К смерт = 29 – 8,4 = 21 ‰
г) ЧН прибывших = 1,6 млн. – (1,5 млн. + 45тыс.-13тыс.) = 68 тыс.человек
К V+ = V + /ЧН * 1000 = 68 000/1 550 000 * 1000 = 44 ‰
д) К общ = К е.п. + К V+ = 21 ‰ + 44 ‰ = 65 ‰
е) К брач = В/ЧН * 1000 = 20 500/1 550 000 * 1000 = 13 ‰
ж) К развод = Д/ЧН * 1000 = 1 500/1 550 000 * 1000 = 1 ‰.
Список использованных источников
1. Зверева Н.В. Основы демографии: Учеб. пособие/Н.В. Зверева, И.Н. Веселкова, В.В. Елизаров. - М.: Высш. шк., 2008. - 374 с.
2. Медков В.М. Демография: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 576 с. -(Классический университетский учебник).
3. Демография: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общ. ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 440с.
4. Борисов В.А. Демография: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Нота Бене, 2009. – 344 с.
5. Демография: Учебное пособие/ под ред. Проф. В.Г.Галушковой. – М.:КНОРУС, 2004. – 304 с.
Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах.
В западноевропейских странах сформирована схожая система демографической политики, но размеры различных рода выплат и других льгот варьируются по отдельным странам.
Единовременное пособие при рождении ребенка в начале 90-х годов:
- ФРГ -100 марок
- Великобритания - 25 фунтов стерлингов
- Франция - 2600 франков
- Испания - 3000 песет.
Политика стимулирования рождаемости и естественного прироста населения наиболее активно проводится во Франции и в Швеции.
Демографическая политика во Франции
Замечание 1
Активизация политики стимулирования рождаемости в начале 20-х годов ХХ века была обусловлена депопуляцией населения.
Так, до 1967 г. в этой стране было запрещено продавать контрацептивы, до 1975 года под запретом были аборты.
С 1946 года во Франции стали практиковаться денежные выплаты и налоговые льготы семьям, с целью поощрения рождаемости.
В итоге среди западноевропейских стран к середине 80-х г.г. во Франции был один из наиболее высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9 на одну женщину в среднем. Ежегодный прирост населения составлял 0,3 - 0,4%.
За период с 1946 по1974 годы численность населения этой страны выросла на 12,1 миллионов человек, в том числе на 8,5 миллионов человек - благодаря естественному приросту населения, на 2,4 миллионов человек - благодаря иммиграции и на 1,2 миллионов человек - благодаря репатриации французов, проживающих в бывших колониях.
Комплекс современных мер демографической политики пронаталистского типа во Франции существенно влияет на материальное благосостояние семей, имеющих детей.
Так, все лица, проживающие во Франции и имеющие не менее двух детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране получают базовое пособие на ребенка.
Демографическая политика в Швеции
Замечание 2
Рост населения в последнее время стимулируется активной демографической политикой; всем, включая иммигрантов, выплачиваются семейные пособия.
Правительство Швеции также стремится создавать условия для того, чтобы замужние женщины были экономически самостоятельны - иметь реальные возможности зарабатывать.
С 60-х годов ХХ века, с началом сексуальной революции, со школьниками обсуждаются такие вопросы, как контрацепция, сознательное родительство, планирование семьи, а также ответственность мальчиков за аборты и за гомосексуальные связи.
Демографическая политика Евросоюза
Страны Евросоюза достигли определенного консенсуса в подходах к осуществлению государственной поддержки семей с детьми.
- Семейные пособия.
- Налоговые льготы в тех странах, где пособия применяются меньше.
Пример 1
В Исландии предоставляется базовое пособие на ребенка в форме налогового вычета и управление им осуществляет налоговая служба.
В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям с детьми выплачиваются из бюджетных средств и не связаны с системой социального страхования. Условие предоставления детского пособия - проживание ребенка и родителей на территории страны. А в Германии, чтобы получать пособие на ребенка, достаточно того, чтобы один из родителей был налогоплательщиком в данной стране.
Директор Института демографических исследований Игорь Иванович Белобородое определяет демографическую политику как комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять в заданном направлении на режим воспроизводства населения. В более широком понимании демографическая политика - это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены па изменение существующей демографической ситуации. Объектами демографической политики могут быть как население страны в целом или отдельных регионов, так и социально-демографические группы, режим воспроизводства которых нуждается в существенной корректировке. Цель демографической политики - повлиять на режим воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики должна функционировать вся система государственного и социального управления демографическими процессами.
В демографической политике можно выделить три основных направления:
- 1) здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
- 2) семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
- 3) миграционное - регулирование миграционных процессов.
По мнению отечественного демографа Александра Яковлевича Кваши, демографическая политика может быть как активной, так и пассивной. Для активной демографической политики характерно стремление к изменению существующей демографической ситуации, для пассивной - сохранение ее стабильности. Основу демографической политики составляют определение цели и основных направлений демографического развития, разработка мер и средств по реализации поставленных целей. В соответствии с целью демографической политики по основным направлениям формулируются задачи и обосновываются приоритеты. К числу приоритетных задач могут быть отнесены следующие: увеличение рождаемости, сохранение института семьи, снижение смертности, повышение продолжительности жизни, корректировка миграционного баланса.
Для определения цели и задач демографической политики необходимы научно разработанные концепция и программа действий. Концептуально оформленная цель демографической политики предстает как стратегия демографического развития страны, а разработанная программа демографической политики - как тактика изменения демографической ситуации. Программа демографической политики представляет собой комплекс мероприятий, с помощью которых будут реализованы сформулированные в концепции цель и задачи. Предлагаемые в программе мероприятия могут быть трех видов: административно-правовые, финансово-экономические и информационно-психологические. Разработка стратегии и тактики демографической политики требует научного анализа существующей демографической ситуации и выявления тенденций динамики демографического развития в стране. Для эффективной реализации демографической политики нужны политическая воля, научное обоснование, достаточное финансирование, информационное сопровождение, контроль за исполнением принимаемых решений.
Демографическая политика в зарубежных странах
В большинстве стран приоритетным направлением демографической политики является регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института. В 1950-1960-е гг. мировая демографическая политика была ориентирована на решение возникшей глобальной проблемы демографического взрыва -перенаселения планеты. В этот период в странах Азии, Африки и Латинской Америки быстрыми темпами росла численность населения - от 2 до 4% в год. Страх перед демографическим взрывом обострил внимание к проблемам ресурсного обеспечения будущего населения и его расселения.
С 1970-х гг. в центре внимания мировой демографической политики оказалась проблема резкого падания рождаемости в экономически развитых странах. В настоящее время более чем в 60 странах мира уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. В этих государствах проживает около половины населения планеты. При этом в 20 странах рождаемость уже более 20 лет имеет величину значительно ниже уровня простого воспроизводства. За период с 1970 по 2010 г. глобальный суммарный коэффициент рождаемости уменьшился с 4,3 до 2,7 ребенка. В экономически развитых странах суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,6 ребенка. В то же время в 26 развивающихся государствах из 150 рождаемость составляет пять и более детей у одной женщины репродуктивного возраста.
В последние годы большинство стран проводят политику регулирования рождаемости. Как правило, в азиатских странах, которым угрожает демографический взрыв, демографическая политика ориентирована на снижение рождаемости. В западноевропейских странах, которым угрожает демографический кризис, демографическая политика ориентирована па повышение рождаемости.
Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской Народной Республике возникла в середине 1950-х гг. в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 г., когда население республики насчитывало еще 42 млн чел. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1360 млн чел. (каждый пятый житель Земли).
Первые кампании по ограничению рождаемости в Китае проходили в 1956-1958 и 1961-1965 гг. С 1970 г. демографическая политика, направленная па снижение рождаемости, проводится под лозунгом "одна супружеская пара - один ребенок". Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь два-три ребенка. Для осуществления "политики одного ребенка" в Китае был повышен возрастной ценз вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у кого такие болезни были обнаружены, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставлялся оплачиваемый отпуск.
Ежемесячные пособия в Китае стали выплачиваться только на единственного ребенка. Семьи с одним ребенком имели преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем. Родители, у которых единственный ребенок - девочка, пользовались привилегированным медицинским обслуживанием. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2 до 20 тыс. долл., у них изымались выплаты, полученные за первого ребенка, их лишали всех льгот, которые были предназначены в связи с рождением первого ребенка. В результате "политики одного ребенка" в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 г. до 1,8 в 2000 г. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и, как результат, - "дефицит невест".
В настоящее время численность населения Индии превышает 1220 млн чел. (1/6 жителей земного шара). Суммарный коэффициент рождаемости в Индии - 3,1 ребенка (выше, чем в современном Китае почти в два раза). После переписи 1971 г., показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию, которая первоначально осуществлялась добровольно, причем мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждение. В 1976 г. была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих троих детей.
За период с 1974-1975 но 1976 1977 гг. число операций стерилизации выросло с 1354 тыс. до 8261 тыс. В результате в Индии коэффициент рождаемости понизился с 45% в 1970 г. до 35,3% в 1980 г. За такое политическое решение демографической проблемы премьер-министр Индии Индира Ганди в 1983 г. стала лауреатом премии ООН в области народонаселения. Однако такой жесткий подход к решению избыточной рождаемости привел к требованию общественности отменить закон принуждения к стерилизации. Следствием стало поражение правящей партии Индийский национальный конгресс. Вернувшись к власти, эта партия в 2000 г. повела национальную политику народонаселения, ориентированную па повышение благосостояния семьи, улучшение медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение возрастного ценза вступления в брак девушек 18 годами. В последние годы в Малайзии, Непале и Пакистане правительством проводились кампании по добровольной стерилизации в рамках программы планирования семьи.
Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце XIX в. В 1896 г. французский статистик и демограф Ж. Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 г. был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г. - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения. В 1945 г. по инициативе Президента Франции Шарля де Голля (1890-1970) и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет но проблемам населения и семьи. В 1920 г. во Франции был принят закон, запрещающий аборты, но разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 г. был принят Кодекс о семье, а в 1975 г. - закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.
В современной Франции, как и во многих европейских странах, рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременное пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего - 717%. Срок декретного отпуска установлен в 16 недель, однако при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. 11ри рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно невысокая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня.
Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на 3/4 происходит за счет миграции.
В демографической политике некоторых западноевропейских стран для увеличения рождаемости используются свои особые меры. Например, в Австрии при определении выделяемых пособий учитывается не доход семьи, а количество в ней детей. Помощь семьям выдается из налоговых поступлений и из общественных фондов, финансируемых предпринимателями. Учащимся до достижения ими 27 лет выплачиваются пособия. В Италии и Бельгии пособия учащимся выплачиваются до 25 лет. Кроме того, в Бельгии они увеличиваются в зависимости от возраста ребенка: для 14-летних пособия в три раза больше, чем для ребенка до четырех лет. В Греции пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого. В Швеции семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. Отцы, как и матери, могут ежегодно получать 60 дней в год оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. В Великобритании достаточно большая материальная помощь многодетным семьям привела к тому, что появилось поколение людей, которые, не работая, живут за счет детских пособий.
Демографической политикой большинства стран предусмотрены следующие меры: по безопасности материнства, доступности и улучшению медицинского обслуживания матерей и здоровья детей, оказанию материальной помощи многодетным семьям и матерям-одиночкам. Благодаря осуществлению этих мер в период с 1990 по 2010 г. удалось сократить младенческую и детскую смертность с 12,5 млн до 9 млн. В настоящее время для 70 стран это направление демографической политики является приоритетным. В 87 государствах первостепенными в демографической политике заявлены меры по снижению смертности от распространения инфекции ВИЧ/СПИД, от которого в мире за период с 1981 но 2008 г. умерли 28 млн чел., а 33 млн чел. остаются неизлечимыми.
Все больше экономически развитых стран включают в программы своей демографической политики необходимость введения селективной миграции. Правительства обеспокоены резким ростом нелегальной миграции, особенно в периоды экономического кризиса. Если, например, Австралия, Швеция, Эстония согласны увеличить поток трудовых мигрантов, то Дания, Нидерланды, Франция хотят сократить миграционный поток в свои страны. В США, Канаде и многих европейских странах введены иммиграционные квоты.
Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн.человек, 1901 - 40,7 млн. человек, 2002 - 59,8 млн. человек, 2010 - .
В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн.человек, за 1939-1945 годы - еще на 1,2 млн. человек.
Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4 %.
Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн.человек, что обеспечило ѕ общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, ј строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.
Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.
Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.
В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:
пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц.
Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.
Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит отдохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.
Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелый болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.
В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка.
В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. человек. За год прибыло из других районов 0,9 млн.человек, убыло - 0,5 млн.человек. Определить сальдо миграции, валовую миграцию, коэффициенты интенсивности миграции.
Сальдо миграция:
СМ = П - В = 0,9 - 0,5 = 0,4 млн. человек
Валовая миграция:
ВМ = П + В = 0,9 + 0,5 = 1,4 млн. человек
Коэффициент интенсивности миграции по прибытию:
КИМП = П/ЧН * 1000 = 0,9/15 * 1000 = 60 ‰
Коэффициент интенсивности миграции по выбытию:
КИМВ = В/ЧН * 1000 = 0,5/15 * 1000 = 33 ‰
По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. человек: - наличное население - 400; - временно присутствовало - 62; временно отсутствовало - 50; В течение года (в тыс. человек): - родилось - 8; - умерло - 9; - прибыло на постоянное жительство - 7; -- выбыло в другие регионы на постоянное жительство - 6.
Требуется определить: А) 1. Численность постоянного населения на начало года. 2. Численность постоянного населения на конец года. 3. Среднегодовую численность постоянного населения. Б) Коэффициенты: 1. Рождаемости; 2. Смертности; 3. Естественного прироста; 4. Жизненности; 5. Прибытия; 6. Выбытия; 7. Общего прироста численности населения.
А) 1. Численность постоянного населения на начало года:
ЧНнач.года = 400 + 50 - 62 = 388 тыс. человек
2. Численность постоянного населения на конец года:
ЧНкон.года = 388 + 8 - 9 + 7 - 6 = 388 тыс. человек
3. Среднегодовая численность постоянного населения:
ЧН = (ЧНнач.года + ЧНкон.года)/2 = 388 тыс. человек
Б) 1. Коэффициент рождаемости:
Крожд = Nрожд/ЧН * 1000 = 8/388 * 1000 = 21 ‰
2. Коэффициент смертности:
Ксмерт = Мсмерт/ЧН * 1000 = 9/388 * 1000 = 23 ‰
3. Коэффициент естественного прироста:
Ке.п. = Крожд - Ксмерт = 21 - 23 = -2 ‰